Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • Владимир Константинович
    87 ( +69 )
  • slivshin
    56 ( +65 )
  • shadow
    20 ( --3 )
  • Соломон Ягодкин
    19 ( +6 )
  • Тиа Мелик
    15 ( +28 )
  • sovin1
    12 ( +11 )
  • gen
    8 ( +9 )
  • Тамара Фёдоровна Москаленко
    6 ( +11 )
  • крот
    5 ( 0 )
  • piter
    5 ( +4 )

( Голосов: 6 )
Avatar
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПАРОДИИ, ЧЕМ ОНИ ИНТЕРЕСНЫ? (ЧАСТЬ 2)
02.12.2018 11:32
Автор: Лена Пчёлкина (Куприянова)

НАЧАЛО СМОТРИ:

http://stpoka.ru/2017-01-04-09-51-50/47550-2018-11-29-04-43-46.html
Продолжим разговор о литературных (поэтических) пародиях.

ЖАНРЫ  ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРОДИИ:

юмористическая или шуточная пародия, не лишенная критицизма, но в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комическая стилизация.

сатирическая пародия, отчетливо направленная против оригинала и наполненная резким критицизмом ко всему идейно-эстетическому комплексу пародируемого произведения.

Немного из истории развития пародийного жанра в литературе.

Одной из первых известных литературных пародий называют «Войну мышей и лягушек»  ("Батрахомиомахию), где высмеивается высокий стиль «Илиады» Гомера.

От поздней античности до раннего Нового времени поэма приписывалась самому Гомеру. Между тем ещё Плутарх указывал на иного возможного автора Пигрета Галикарнасского. Ныне преобладает точка зрения на Батрахомиомахию как произведение эллинистического времени.

В начале XIX в. пародия становится действенным способом ведения полемики.

Примером может служить факт литературной борьбы, когда разгорелась война стилей между "архаистами" - членами общества "Беседа любителей русского слова") и "новаторами" - кружок "Арзамас" (1815-1818).

Членами «Арзамаса», среди прочих, были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, П.А.Вяземский и др.

В противовес торжественной официальности собраний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского. Так, сам Жуковский стал Светланой, Вяземский — Асмодеем, Пушкин — Сверчком.

Внутри кружка было множество различных традиций, пародирующих устои «Беседы». Символом общества стал жареный гусь арзамасской породы, которого подавали к столу.

Пародии часто писались коллективно, и не только поэтические, но и прозаические, порой под псевдонимами.

Традиция коллективного творчества и литературного псевдонима возродилась в период обострения литературной полемики уже в 40-е гг. XIX в.

Начало этому процессу положили совместные пародии Н. А. Некрасова и И.И. Панаева, они публиковались под псевдонимом "Новый поэт". Маска "Нового поэта" позволяла критикам не только смело высказывать некоторые политические мысли, но и вести борьбу с поэтами "чистого искусства".

Позже рождается самый знаменитый образ пародиста - Козьмы Пруткова (братья Алексей, Александр, Владимир Жемчужниковы и А. Толстой).

ПАРОДИЯ,

написанная А.Н. Апухтиным  на стихотворение М.Ю. Лермонтова

«И скучно и грустно, и некому руку подать…»)

***

И странно, и дико, и целый мне век не понять
Тех толстых уродливых книжек:
Ну как журналистам, по правде, не грех разругать
"Отрывки моих поэтических вспышек"?
Уж я ль не трудился! Пудовые оды писал,
Элегии, драмы, романы,
Сонеты, баллады, эклоги, "Весне" мадригал,
В гекзаметры даже облек "Еруслана"
Для славы одной! (Ну, конечно, и денежки брал -
Без них и поэтам ведь жутко!)
И всё понапрасну!.. Теперь только я распознал,
Что жизнь - препустая и глупая шутка!1
                                              7 ноября 1854

Множество сатирических пародий было написано в то время на стихотворения

А. А.Фета.

Афанасий Фет – талантливый поэт-лирик. Но круг тем поэзии Фета, как справедливо отмечала критика, несколько ограничен. Его основные темы – природа, красота, любовь, искусство. Поэзию Фета пронизывает жизнерадостность; даже, несмотря на мотивы грусти, огорчений, печали, в его стихах господствует светлое настроение.
Фет твердо стоял на позиции «чистого искусства». Он полагал, что искусство независимо от общественной жизни, что «художнику дорога только одна сторона предметов – их красота».

ПАРОДИИ, НАПИСАННЫЕ Д.Д. МИНАЕВЫМ НА СТИХИ А.А. ФЕТА

Афанасий Фет

 ***

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

                 1850

Пародии:

* * *

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

* * *

Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, полыханье
Веющих знамён .
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,

И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!..

В конце  шестидесятых годов пародии на стихи Фета убывают. Высмеянные особенности его поэтического стиля стали оцениваться как достоинства новыми законодателями литературного вкуса. На рубеже XIXXX вв. его вписали в свою родословную символисты. Для В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта - А. Фет – родной по духу поэт, мастер стиха, в чью школу они шли добровольно.

Но ведение литературной полемики с помощью пародирования продолжается и позднее, в 60-е гг. XIX в.

М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский пародировали своих идейных оппонентов. Писатели включали в свои романы образы-персонажи, которые в гротескном плане представляли отличительные черты поэтики писателя-оппонента. Так, Достоевский в образе Кармазинова ("Бесы") представил карикатуру на Тургенева.

Расцвет пародии наблюдается в эпохи переломные, насыщенные борьбой литературных школ, направлений, группировок, отмеченных ломкой старых эстетических вкусов.

Одно из направлений русской поэзии Серебряного века, вошедшее в историю литературы, – объединение "Сатирикон".  В Петербурге 1 апреля 1908 года вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала "Сатирикон", который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание.

В "Сатириконе" в разное время сотрудничали такие писатели-сатирики, как В.Князев, Саша Черный и А.Бухов, печатались Л.Андреев, А.Толстой, В.Маяковский, Тэффи.

За сравнительно короткий срок – с 1908 по 1918 год – этот сатирический журнал (и его поздний вариант "Новый Сатирикон") создал целое направление в русской литературе.

Особая заслуга в столь громкой популярности "Сатирикона" в значительной степени принадлежала даровитым поэтам – сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале. "Сатирикон" привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных лиц.

На смену объективной сатире приходят "сатира лирическая", самоирония, позволяющие раскрыть характер "изнутри". Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

НА СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА «УВЕРТЮРА» написаны несколько пародий.

 

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Это стихотворение резко пародировал В. Маяковский: "Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!";


 

В очень грустных тонах, словно ностальгию по прошлому, представил  

Подражание Игорю Северянину

                                              Дон-Аминадо:

 Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли.

Мысль витает в пространствах, но не может осесть.

Ананасы в шампанском окончательно скисли,

А в таком состоянии их немыслимо есть.

Надо взять и откинуть, и отбросить желанья,

И понять неизбежность и событий, и лет,

Ибо именно горьки ананасы изгнанья,

Когда есть ананасы, а шампанского нет.

Что ж из этой поэзы, господа, вытекает?

Ананас уже выжат, а идея проста:

Из шампанского в лужу – это в жизни бывает,

А из лужи обратно – парадокс и мечта!..

В 1925 году в Харькове был выпущен сборник "Парнас дыбом" в котором собраны пародии на известных поэтов.

Три детских стишка («У попа была собака…», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Пошёл купаться Веверлей…») пересказывались в манере и с пародийным сохранением стиля известных поэтов, от Гомера и Данте до Маяковского и Твардовского.

Авторы пародий – литераторы Э.С Паперная,  А.Г. Розенберг, А.М. Финкель.

В 1960-х годах сборник был дополнен пародиями на Н. Матвееву, А. Вознесенского, Б. Окуджаву. В 1968 году А. Раскин опубликовал некоторые тексты в журнале Наука и жизнь.

Наиболее полное издание «Парнаса…» вышло в свет в 1990 году.

В отличие от современных пародистов, которые берут за основу пародий своеобразные эпиграфы – несколько строк пародируемого поэта, «парнасцы» умели  улавливать и вопло­щать то, что характеризует индивидуальность стиля пародируемого поэта или конкретного стихотворения.

 Вот примеры этих пародий:

На стихотворение:

 У попа была собака,

Он её любил,

Она съела кусок мяса,

Он её убил.

 ***

АВТОР ПАРОДИИ – А. М. ФИНКЕЛЬ

                          

             Вильям Шекспир

                         Перевод с английского

 

Да, я убил! Иначе я не мог,

Но не зови меня убийцей в рясе.

Был беззаветно мной любим бульдог,

Я не жалел ему костей и мяса.

И все ж убил! Похитив мой ростбиф,

Он из бульдога стал простой дворняжкой.

Так мог ли жить он, сердце мне разбив

И омрачив мой мозг заботой тяжкой?!

Да, я убил! Но я же сохранил

Его черты в сердцах людей навеки.

Он будет жить во мгле моих чернил,

Покуда в мире есть моря и реки.

 Его гробница — мой сонет. Вот так

Меня по-русски передаст Маршак.

***

                            

АВТОР ПАРОДИИ - А. Г. РОЗЕНБЕРГ

                      Н. А. Некрасов

В каком краю — неведомо,

в каком году — не сказано,

в деревне Пустоголодно

жил был расстрига-поп.

Жила с попом собачечка

по имени Жужжеточка,

собой умна, красоточка,

да и честна притом.

На ту собачку верную

бросал свои владения,

амбары да чуланчики,

телячья мяса полные,

поп все свое добро.

Но голод штуку скверную

сыграл с Жужжеткой верною,

и, дичь украв превкусную,

собачка съела всю.

Узнав про кражу злостную,

взял поп секиру острую,

и ту Жужжетку верную

в саду он зарубил.

И, слезы проливаючи,

купил плиту чугунную

и буквами словенскими

велел Вавиле-слесарю

там надпись надписать:

«В каком краю — неведомо,

и т. д.

***

АВТОР ПАРОДИИ - ЕВГЕНИЙ МИНИН

ЗОВЕТСЯ ОН – РАБОЧИЙ КАБИНЕТ
            

               Куренье убивает, спору нет,
                  И правда то, что мёртвые не курят,
                  Их воздух свеж, их души балагурят,
                  Проветрен их рабочий кабинет.

                                                       Юнна Мориц

Я побывал, где вечность и покой,

Где, я согласен, мертвые не курят,
Там правда, землекопы балагурят
С лопатою под крепкою рукой.
А в остальном – конечно, спору нет,
Там дышит воздух свежестью и влагой,
Там, кстати, повстречался с бедолагой,
Который был оплакан и отпет.
Вот тут я должен правду рассказать:
Его несли в дубовом кабинете,
Но как малы апартаменты эти –
В них разве только реквием писать.

 

Обновлено 02.12.2018 11:33
 

Комментарии  

 
+3 # Аркадий Голод 02.12.2018 13:29
Тут целое исследование, причём очень занимательное.
Сохраню обе части на лиске. Пригодится.
 
 
+2 # gen 02.12.2018 15:29
Насчёт Маяковского с пародией на ананасы - чушь!..Это самостоятельное блюдо пролетарского поэта!..
 
 
+2 # Лена Пчёлкина 02.12.2018 15:45
Цитирую gen:
Насчёт Маяковского с пародией на ананасы - чушь!..Это самостоятельное блюдо пролетарского поэта!..


Гена! Ну - ты не Гена, а Фома неверующий!
Я же не сама придумала. Погугли все о пародиях. Писали литературоведы, а не мы с тобой.
У тебя ещё и пародий нет юмористических...
Странно все это...
 
 
+1 # gen 02.12.2018 15:52
Гугловские литературоведы - зелёные ещё!..Они не помнят прошлого!..
Мне пародии не к чему!..Своих мыслей хватает!..
 
 
+2 # Лена Пчёлкина 02.12.2018 16:24
Цитирую gen:
Гугловские литературоведы - зелёные ещё!..Они не помнят прошлого!..
Мне пародии не к чему!..Своих мыслей хватает!..


Еще один Соломон! Ура!
 
 
+2 # slivshin 02.12.2018 16:03
Очень интересно!
 
 
+1 # Лена Пчёлкина 02.12.2018 16:25
Цитирую slivshin:
Очень интересно!


Включайтесь в эту авантюру. То есть в конкурс пародий!

stpoka.ru/.../...
 
 
+2 # Соломон Ягодкин 03.12.2018 15:18
Прочитал, и тут же тоже написал пародию, пока что - на себя...
Star
 
 
+1 # Лена Пчёлкина 03.12.2018 15:19
Цитирую Соломон Ягодкин:
Прочитал, и тут же тоже написал пародию, пока что - на себя...
Star


Автопародия - это тоже замечательно!!!

hi
 
 
+1 # olivka 06.03.2019 23:53
ОЧень интересный экскурс)_И хоть я не люблю этот жанр, вернее не испыьываю к нему притяжения, сама, тем не менее иногда балуюсь ...и эпиграмками тоже)
Спасибо, Лена.
Инфрмативн, и интересно)
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 2342 гостей и 2 пользователей онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
3137
2998
2025
1333
1283
1191
1092
1080
470
464

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de