Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • slivshin
    79 ( +90 )
  • Владимир Константинович
    42 ( +45 )
  • shadow
    34 ( +10 )
  • Тиа Мелик
    26 ( +51 )
  • sovin1
    19 ( +18 )
  • Соломон Ягодкин
    17 ( +3 )
  • gen
    12 ( +5 )
  • Макс мартини
    8 ( +16 )
  • Тамара Фёдоровна Москаленко
    6 ( +11 )
  • kanahin.aleksey1977
    3 ( +2 )

( Голосов: 7 )
Avatar
Стихи в зеркале-2
11.04.2018 01:35
Автор: Журавлёв Владимир Николаевич

     

А раньше я думала, стоя над кручею:        

Ах, как бы мне сделаться тучей летучею! 

(Владимир Высоцкий)

  

    

Лена Пчёлкина (Елена Куприянова) написала стих, отлично иллюстрирующий сказанное мною выше,— "Тепло и дождик; ночь противна!":

http://stpoka.ru/2017-01-04-17-23-01/43315-2018-04-10-04-56-18.html

Хочу поблагодарить её за понимание, оперативный отклик и остроумное, талантливое стихотворение! В этом случае полностью сохранён весь авторский ритм (проверьте слоги и ударения в пушкинском варианте!), а вот содержание и лексика вывернуты наизнанку. Я бы это не назвал пародией, так как не высказано никакого отношения к Пушкину или его произведению. Имеем строгое зеркальное отражение, инверсию.

Далее я хочу обратить внимание на то, что инверсия может и не быть полной, и не обязательно инверсия ограничивается юмористическим жанром. Аркадий Застырец написал стихотворение:

  

Нафталин

  

 Табарен говорил: "Нафталин — это шар;

в глубине сундука ядовит он и светел"

Со слезами во рту Франсуа возражал:

"Нафталин это Бог, нафталин это ветер!"

  

Не полуночный шаг и беспечный ночлег,

Не настой водяной на серебряных ложках,

Не больной, не апрельский, не сумрачный снег

За булыжной стеной на садовых дорожках.

  

Табарен говорил: "Нафталин — это смерть;

погостил и пропал, и никто не заметил"

Франсуа закричал Табарену: "Не сметь!

Нафталин это Бог, нафталин это ветер!".

  

Не стеклянный озноб и размеренный бред,

Не передника в красный горошек тряпица,

Не удара, не крови, не судорог след,

Что в песке оставляет подбитая птица.

  

Табарен говорил "Нафталин это ложь;

он глаза затуманит и голову вскружит".

Франсуа прошептал "Ты меня не поймешь,

Ты меня не осилишь, тем хуже, тем хуже…"

  

Не железный венок и означенный звук,

Не горланящий, ночи не помнящий петел,

Не жестокий, не твой, не отрёкшийся друг.

Нафталин — это Бог, нафталин — это ветер!

   

               Аркадий Застырец

http://www.guelman.ru/slava/texts/naftalin.htm

  

Прежде всего признаюсь: мне стих очень понравился. А если честно, то просто кажется гениальным. Эти сногсшибательные, шизанутые, противоречивые и неожиданные, надрывные мысли,— о самом бытовом, архаическом предмете из мира наших (пра)бабушек! Здесь всё приобретает запредельный, божественный, фундаментальный смысл,— примерно, как обычные предметы в работах Ван Гога (Nota bene: а слово "ван" здесь пишется разве не с маленькой буквы?). И всё это заземлено, низведено до обыденности,— подано, как спор двух (рассорившихся окончательно?! сумасшедших?) друзей с интригующими, загадочными для русского человека именами…

А вот здесь я вижу иное. Не нужны мне эти ребята. Просто мешают читать! Но как же без них? Они ведь задают систему координат, вмещающую тот самый бесконечный смысл, которым проникнут стих…

Есть среди инверсий такая:

Инверсия геометрическая:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F)

Если провести это преобразование на прямой, то всё просто — каждое число заменяем обратным. Х => 1/X; бесконечность и 0 меняются местами, 1 остаётся на месте. На плоскости всё немного сложнее,— там 2-е координаты (но ведь и в стихе спорят 2 друга!). Грубо говоря, это отображение всей плоскости вне окружности (для простоты считаем 0 её центром) во внутреннюю часть этой окружности, и наоборот. Конечный, ограниченный круг и бесконечная площадь вне круга взаимно отражаются, меняются местами. Законы евклидовой художественной перспективы строятся на основе геометрии проективной плоскости, на которой задаются: бесконечно удалённая прямая, нулевая точка и масштаб (единичная точка). На этом основании легко построить проективную систему координат. Инверсия меняет местами бесконечно удалённую прямую и нулевую точку, оставляя окружность на месте. С точки зрения математики это сказано до нелепости грубо, но дело не в математике. Франсуа и Табарен,— это и есть маленький круг, близкий к нулю, отображающий бесконечность. Что, если посмотреть в другое "зеркало",— в бесконечную область вне окружности, о которой и кричат Франсуа с Табареном,— уже нам ненужные? Тогда получим такой стих (ОН МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ): 

  

Нафталин — это шар; 

в глубине сундука ядовит он и светел. 

Это слезы во рту. 

Это Бог, это ветер!   

   

Не полуночный шаг и беспечный ночлег, 

Не настой водяной на серебряных ложках, 

Не больной, не апрельский, не сумрачный снег 

За булыжной стеной на садовых дорожках.  

   

Нафталин — это смерть; 

погостил и пропал, и никто не заметил. 

Это окрик: "Не сметь!" 

Это Бог, это ветер!   

   

Не стеклянный озноб и размеренный бред, 

Не передника в красный горошек тряпица, 

Не удара, не крови, не судорог след, 

Что в песке оставляет подбитая птица.   

   

Нафталин это ложь; 

он глаза затуманит и голову вскружит.

Это окрик: "Не сметь!" 

Это шёпот: "…тем хуже…тем хуже…"   

   

Не железный венок и означенный звук, 

Не горланящий, ночи не помнящий петел, 

Не жестокий, не твой, не отрекшийся друг. 

Нафталин — это Бог, нафталин — это ветер!

 

    

(окончание следует)

   

 

Обновлено 11.04.2018 01:43
 

Комментарии  

 
+3 # shadow 11.04.2018 01:49
hi Это продолжение. Начало было здесь:
stpoka.ru/.../43313--1.html
 
 
+4 # Лена Пчёлкина 11.04.2018 02:46
Ну, что же... Интересно и не пресно...
Шиворот навыворот, ворот наоборот! good
 
 
+1 # shadow 11.04.2018 18:08
rose Спасибо за отзыв и понимание.
 
 
+2 # Скволли 11.04.2018 08:05
Я бы поспорил насчет Винсента ван Гога, все-таки Вано Гоги был экспрессионист, а тут явный сюрреализм, я, если честно, обожаю сюр, я бы сравнил данное стихотворение с "Дезинтеграцией постоянства памяти" Сальвадора Дали, как-то ближе, не находите?
 
 
+1 # shadow 11.04.2018 18:11
Дезинтеграция постоянства памяти



Пара сапог (ван Гог):
gallerix.ru/.../4071.jpeg
К сожалению, изображение не хочет показываться.
 
 
+1 # shadow 11.04.2018 18:21
Благодарю Вас, Алексей, за то, что навели меня на работу Дали, которую я раньше не видел.
Думаю, что наши впечатления,- не предмет спора. Наши суждения скорее дополняют друг друга, чем проитворечат. Так, как это трактует кентавристика
ponjatija.ru/node/5438
или принцип дополнительност и Бора
ru.wikipedia.org/.../...
У ван Гога мы видим энергетику, которая обычный предмет опрокидывает в хаос.
У Дали - упорядоченность и механическую размеренность нашего окружения, которая расплывается в хаос, стоит только посмотреть вдаль.
Иногда во сне нам кажется всё вполне нормальным и естественным,- до тех пор, пока мы не начинаем задавать вопросы о том, что и почему мы видим и слышим. И тогда всё начинает расплываться, зависать в пустоте и абсурдности; внезапно мы просыпаемся.
Стоит подобные вопросы начать задавать наяву, и мы получим всё тот же бесконечный хаос. Наблюдая Вселенную всё дальше (и раньше), мы видим в её основе непостижимую точку Большого Взрыва. Наблюдая микромир, мы наталкиваемся на квантовую расплывчатость и противоречивост ь. Пытаясь понять собственное мышление, мы видим логические парадоксы, теоремы о неполноте и перестаём до конца понимать, а что мы, собственно делаем в простейших процессах счёта, сложения, и т.д.
Явь от сна отличается лишь навязчивым постоянством и одинаковостью наших впечатлений. И даже эта одинаковость далеко не абсолютна.
Я хочу сказать, что сама природа - сюрреалистична. Что может быть реалистичнее фото? Но хорошим фотографом мы почему-то считаем того, кто сумел нам показать больше, чем простая видимость. Того же мы ищем даже в живописи натуралистическ ого направления.
Извините за многословность и обилие разного рода ссылок. Но мы ведь и общаемся, среди многих других причин, также и для того, чтобы рассказать друг другу что-то интересное.
 
 
+2 # gen 11.04.2018 09:51
Мда, с геометрией у меня проблемы!..Мудр ёно очень!.. Мне ближе словесные непонятки!.. Вот, к примеру в обеих зеркалах в последнем катрене "петел" - что это?.. Может - "пепел"?..
 
 
+1 # shadow 11.04.2018 15:04
"Не горланящий, ночи не помнящий петел" - петел это петух,- так его "высоким штилем" в старину называли. Насколько я помню, в евангелии написано: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». Поэтому и: "петел".
 
 
+2 # Лена Пчёлкина 11.04.2018 20:22
Цитирую shadow:
Благодарю Вас, Алексей, за то, что навели меня на работу Дали, которую я раньше не видел.
Думаю, что наши впечатления,- не предмет спора. Наши суждения скорее дополняют друг друга, чем проитворечат. Так, как это трактует кентавристика
ponjatija.ru/node/5438
или принцип дополнительности Бора
ru.wikipedia.org/.../...
У ван Гога мы видим энергетику, которая обычный предмет опрокидывает в хаос.
У Дали - упорядоченность и механическую размеренность нашего окружения, которая расплывается в хаос, стоит только посмотреть вдаль.
Иногда во сне нам кажется всё вполне нормальным и естественным,- до тех пор, пока мы не начинаем задавать вопросы о том, что и почему мы видим и слышим. И тогда всё начинает расплываться, зависать в пустоте и абсурдности; внезапно мы просыпаемся.
Стоит подобные вопросы начать задавать наяву, и мы получим всё тот же бесконечный хаос. Наблюдая Вселенную всё дальше (и раньше), мы видим в её основе непостижимую точку Большого Взрыва. Наблюдая микромир, мы наталкиваемся на квантовую расплывчатость и противоречивость. Пытаясь понять собственное мышление, мы видим логические парадоксы, теоремы о неполноте и перестаём до конца понимать, а что мы, собственно делаем в простейших процессах счёта, сложения, и т.д.
Явь от сна отличается лишь навязчивым постоянством и одинаковостью наших впечатлений. И даже эта одинаковость далеко не абсолютна.
Я хочу сказать, что сама природа - сюрреалистична. Что может быть реалистичнее фото? Но хорошим фотографом мы почему-то считаем того, кто сумел нам показать больше, чем простая видимость. Того же мы ищем даже в живописи натуралистического направления.
Извините за многословность и обилие разного рода ссылок. Но мы ведь и общаемся, среди многих других причин, также и для того, чтобы рассказать друг другу что-то интересное.



Извините, что вмешиваюсь в ваши учёные
рассуждения.

Вспомнила, что у меня есть стих., написанный по картине С.Дали.
Я его поставила в раздел "Миниатюры", но там что-то пошло наперекосяк, а исправить не знаю как.
Подскажите, если знаете!!!
С ув. Елена


hi
 
 
# gen 11.04.2018 22:14
Владимир,в следущий раз не растягивайте страничку так широко!.. Трудно читать...
 
 
+1 # shadow 11.04.2018 22:58
Не знаю, я не растягивал. У меня всё нормально. И всегда стараюсь за этим следить.
 
 
+1 # shadow 12.04.2018 01:15
hi окончание см:
stpoka.ru/.../43362----3.html
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 3419 гостей и 1 пользователь онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
7343
3399
2661
2495
2495
2066
1904
1732
1410
1225

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de