А раньше я думала, стоя над кручею:
Ах, как бы мне сделаться тучей летучею!
(Владимир Высоцкий)
Лена Пчёлкина (Елена Куприянова) написала стих, отлично иллюстрирующий сказанное мною выше,— "Тепло и дождик; ночь противна!":
http://stpoka.ru/2017-01-04-17-23-01/43315-2018-04-10-04-56-18.html
Хочу поблагодарить её за понимание, оперативный отклик и остроумное, талантливое стихотворение! В этом случае полностью сохранён весь авторский ритм (проверьте слоги и ударения в пушкинском варианте!), а вот содержание и лексика вывернуты наизнанку. Я бы это не назвал пародией, так как не высказано никакого отношения к Пушкину или его произведению. Имеем строгое зеркальное отражение, инверсию.
Далее я хочу обратить внимание на то, что инверсия может и не быть полной, и не обязательно инверсия ограничивается юмористическим жанром. Аркадий Застырец написал стихотворение:
Нафталин
Табарен говорил: "Нафталин — это шар;
в глубине сундука ядовит он и светел"
Со слезами во рту Франсуа возражал:
"Нафталин это Бог, нафталин это ветер!"
Не полуночный шаг и беспечный ночлег,
Не настой водяной на серебряных ложках,
Не больной, не апрельский, не сумрачный снег
За булыжной стеной на садовых дорожках.
Табарен говорил: "Нафталин — это смерть;
погостил и пропал, и никто не заметил"
Франсуа закричал Табарену: "Не сметь!
Нафталин это Бог, нафталин это ветер!".
Не стеклянный озноб и размеренный бред,
Не передника в красный горошек тряпица,
Не удара, не крови, не судорог след,
Что в песке оставляет подбитая птица.
Табарен говорил "Нафталин это ложь;
он глаза затуманит и голову вскружит".
Франсуа прошептал "Ты меня не поймешь,
Ты меня не осилишь, тем хуже, тем хуже…"
Не железный венок и означенный звук,
Не горланящий, ночи не помнящий петел,
Не жестокий, не твой, не отрёкшийся друг.
Нафталин — это Бог, нафталин — это ветер!
Аркадий Застырец
http://www.guelman.ru/slava/texts/naftalin.htm
Прежде всего признаюсь: мне стих очень понравился. А если честно, то просто кажется гениальным. Эти сногсшибательные, шизанутые, противоречивые и неожиданные, надрывные мысли,— о самом бытовом, архаическом предмете из мира наших (пра)бабушек! Здесь всё приобретает запредельный, божественный, фундаментальный смысл,— примерно, как обычные предметы в работах Ван Гога (Nota bene: а слово "ван" здесь пишется разве не с маленькой буквы?). И всё это заземлено, низведено до обыденности,— подано, как спор двух (рассорившихся окончательно?! сумасшедших?) друзей с интригующими, загадочными для русского человека именами…
А вот здесь я вижу иное. Не нужны мне эти ребята. Просто мешают читать! Но как же без них? Они ведь задают систему координат, вмещающую тот самый бесконечный смысл, которым проникнут стих…
Есть среди инверсий такая:
Инверсия геометрическая:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F_(%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F)
Если провести это преобразование на прямой, то всё просто — каждое число заменяем обратным. Х => 1/X; бесконечность и 0 меняются местами, 1 остаётся на месте. На плоскости всё немного сложнее,— там 2-е координаты (но ведь и в стихе спорят 2 друга!). Грубо говоря, это отображение всей плоскости вне окружности (для простоты считаем 0 её центром) во внутреннюю часть этой окружности, и наоборот. Конечный, ограниченный круг и бесконечная площадь вне круга взаимно отражаются, меняются местами. Законы евклидовой художественной перспективы строятся на основе геометрии проективной плоскости, на которой задаются: бесконечно удалённая прямая, нулевая точка и масштаб (единичная точка). На этом основании легко построить проективную систему координат. Инверсия меняет местами бесконечно удалённую прямую и нулевую точку, оставляя окружность на месте. С точки зрения математики это сказано до нелепости грубо, но дело не в математике. Франсуа и Табарен,— это и есть маленький круг, близкий к нулю, отображающий бесконечность. Что, если посмотреть в другое "зеркало",— в бесконечную область вне окружности, о которой и кричат Франсуа с Табареном,— уже нам ненужные? Тогда получим такой стих (ОН МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ):
Нафталин — это шар;
в глубине сундука ядовит он и светел.
Это слезы во рту.
Это Бог, это ветер!
Не полуночный шаг и беспечный ночлег,
Не настой водяной на серебряных ложках,
Не больной, не апрельский, не сумрачный снег
За булыжной стеной на садовых дорожках.
Нафталин — это смерть;
погостил и пропал, и никто не заметил.
Это окрик: "Не сметь!"
Это Бог, это ветер!
Не стеклянный озноб и размеренный бред,
Не передника в красный горошек тряпица,
Не удара, не крови, не судорог след,
Что в песке оставляет подбитая птица.
Нафталин это ложь;
он глаза затуманит и голову вскружит.
Это окрик: "Не сметь!"
Это шёпот: "…тем хуже…тем хуже…"
Не железный венок и означенный звук,
Не горланящий, ночи не помнящий петел,
Не жестокий, не твой, не отрекшийся друг.
Нафталин — это Бог, нафталин — это ветер!
(окончание следует)
|
Комментарии
stpoka.ru/.../43313--1.html
Шиворот навыворот, ворот наоборот!
Пара сапог (ван Гог):
gallerix.ru/.../4071.jpeg
К сожалению, изображение не хочет показываться.
Думаю, что наши впечатления,- не предмет спора. Наши суждения скорее дополняют друг друга, чем проитворечат. Так, как это трактует кентавристика
ponjatija.ru/node/5438
или принцип дополнительност и Бора
ru.wikipedia.org/.../...
У ван Гога мы видим энергетику, которая обычный предмет опрокидывает в хаос.
У Дали - упорядоченность и механическую размеренность нашего окружения, которая расплывается в хаос, стоит только посмотреть вдаль.
Иногда во сне нам кажется всё вполне нормальным и естественным,- до тех пор, пока мы не начинаем задавать вопросы о том, что и почему мы видим и слышим. И тогда всё начинает расплываться, зависать в пустоте и абсурдности; внезапно мы просыпаемся.
Стоит подобные вопросы начать задавать наяву, и мы получим всё тот же бесконечный хаос. Наблюдая Вселенную всё дальше (и раньше), мы видим в её основе непостижимую точку Большого Взрыва. Наблюдая микромир, мы наталкиваемся на квантовую расплывчатость и противоречивост ь. Пытаясь понять собственное мышление, мы видим логические парадоксы, теоремы о неполноте и перестаём до конца понимать, а что мы, собственно делаем в простейших процессах счёта, сложения, и т.д.
Явь от сна отличается лишь навязчивым постоянством и одинаковостью наших впечатлений. И даже эта одинаковость далеко не абсолютна.
Я хочу сказать, что сама природа - сюрреалистична. Что может быть реалистичнее фото? Но хорошим фотографом мы почему-то считаем того, кто сумел нам показать больше, чем простая видимость. Того же мы ищем даже в живописи натуралистическ ого направления.
Извините за многословность и обилие разного рода ссылок. Но мы ведь и общаемся, среди многих других причин, также и для того, чтобы рассказать друг другу что-то интересное.
Извините, что вмешиваюсь в ваши учёные
рассуждения.
Вспомнила, что у меня есть стих., написанный по картине С.Дали.
Я его поставила в раздел "Миниатюры", но там что-то пошло наперекосяк, а исправить не знаю как.
Подскажите, если знаете!!!
С ув. Елена
stpoka.ru/.../43362----3.html