Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • Владимир Константинович
    71 ( +38 )
  • slivshin
    51 ( +67 )
  • Соломон Ягодкин
    17 ( +9 )
  • shadow
    13 ( --7 )
  • Тиа Мелик
    9 ( +21 )
  • sovin1
    7 ( +1 )
  • gen
    6 ( +9 )
  • piter
    5 ( +4 )
  • Бонди
    5 ( +4 )
  • крот
    5 ( 0 )

( Голосов: 19 )
Avatar
Легендарный крейсер
24.04.2012 13:43
Автор: Гир Юрий

ochakov 01

 

   Ю.Гирченко
  
   Легендарный крейсер.
  
 
   ''Командую флотом. П. Шмидт'' - эти слова помнятся с детства, ещё с уроков истории. Севастопольское восстание 1905-го года... Первые красные флаги на кораблях Черноморского флота... Пусть плохо организованные, но уже конкретные вооружённые восстания... Революция... Одесса - броненосец ''Потёмкин'', Севастополь - крейсер ''Очаков''.
   Широкую известность крейсер ''Очаков'' получил во время революции 1905-1907гг. А именно, 26 ноября 1905-го года в Севастополе на крейсере ''Очаков'' произошло восстание, и все офицеры были изгнаны с корабля. Командиром крейсера избран матрос-большевик С. Частник. 27 ноября к восставшему крейсеру присоединились: минный крейсер ''Гридень'', канонерская лодка ''Усуриец'', миноносцы ''Заветный'', ''Зоркий'', ''Свирепый'', ''265'', ''268'' и ''270'', учебное судно ''Днестр'', минный транспорт ''Буг'', транспорт-тюрьма ''Прут''. В этот же день Совет матросских и солдатских депутатов принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте и назначить командующим флотом, на днях уволенного в отставку, морского офицера Петра Петровича Шмидта.
   На следующий день, 28 ноября, в погонах капитана 2-го ранга П. Шмидт прибыл на крейсер ''Очаков''. На мачте восставшего крейсера был поднят красный флаг и сигнал ''Командую флотом''. Матросы, знавшие по службе лейтенанта П. Шмидта, не были удивлены его новым званием, потому, что по всем правилам при увольнении морского офицера, ему автоматически присваивался следующий чин.
   С времён введения Петром Первым ''Табеля о рангах'' периодически происходили всевозможные уточнения и перемещения. Некоторые воинские звания-чины добавлялись, некоторые упразднялись. И вот, в период описываемых событий в императорском флоте следующим после чина - лейтенант был чин - капитан 2-го ранга. Поэтому, увольняясь со службы, лейтенант П.П. Шмидт смело прикрепил себе на мундир погоны капитана 2-го ранга в отставке. Погоны эти несколько отличались от погон действительного офицера, но это уже, представляет интерес, скорее, для униформистов.
   В этот же день к восставшим присоединился броненосец ''Св. Пантелеймон'' (бывший ''Потёмкин''). Силы восставших росли, и составляли уже около 8200 человек, против 10000 правительственных войск.
   С крейсера ''Очаков'' была отправлена телеграмма императору Николаю Второму: ''Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется больше вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт''.
   В последствии славными советскими историками, описывающими эти события, текст был несколько изменён. Да, собственно, из него просто удалили слово ''государь''. Но, без этого слова тон послания меняется, как бы выражая презрение к адресату.
   Командующий правительственными войсками генерал Меллер-Закомельский предъявил восставшим ультиматум с требованием капитуляции, но ответа не последовало. Через три часа после ультиматума верные правительству корабли и крепостная артиллерия открыли огонь по восставшим кораблям и казармам.
   Восставшие открыли ответный огонь. Миноносец ''Свирепый'' пошел в торпедную атаку, но, попав под сосредоточенный огонь, был выведен из строя. Артиллерийским огнём был уничтожен и один из номерных миноносцев. Броненосец ''Св. Пантелеймон'' не мог поддержать восставших огнём, так как с орудий оказались сняты ударники. Крейсер ''Очаков'' отбивался с двух бортов, ведя огонь по броненосцу ''Ростислав'' и береговым батареям... Через полтора часа после начала боя мятежные корабли были разбиты. Пытаясь спастись с горящего крейсера ''Очаков'' П. Шмидт перешёл на миноносец ''270'', который, через несколько минут, был подбит огнём с броненосца ''Ростислав''. Все оставшиеся в живых из команд восставших кораблей были арестованы.
   На следующий день, 29 ноября, правительственными войсками при поддержке артиллерии были взяты восставшие казармы. Севастопольское восстание было подавлено.
   Потом было четырёхмесячное следствие по делу о восстании, во время которого команду с крейсера ''Очаков'' содержали в казематах крепости Очаков. И 19 марта 1906-го года по приговору военного суда на острове Березань были расстреляны руководители восстания: комендор Н. Антоненко, кондуктор С. Частник, машинист 2-й статьи А. Гладков и лейтенант П.П. Шмидт.
   Почему ''лейтенант'', а не ''капитан 2-го ранга''? Ответ прост - император Николай Второй своим указом отменил присвоение очередного чина при отставке П.П. Шмидту, хотя на всех фотографиях во время следствия П. Шмидт изображён в погонах капитана 2-го ранга.
   История этого восстания во множестве красок описана десятки раз советскими историками и писателями. В 60-х годах на острове Березань в память о расстрелянных революционерах был установлен огромный пятидесятиметровый памятник в виде паруса. Сооружение это весьма грандиозное и впечатляющее, увидеть которое можно с любой точки Очаковского побережья. Именами Шмидта, Антоненко, Частника, Гладкова названы улицы, кинотеатры, музеи и школы. Им установлены памятники и бюсты. Как говорится, ничто не забыто! Только упущена одна вещь - куда делся, и что дальше произошло после восстания 1905-го года с легендарным первым революционным крейсером ''Очаков''? И почему об этом молчали советские историки?
   Для того чтобы в этом разобраться нужно начать с самого начала. В 1901-м году на императорских судостроительных верфях были заложены два однотипных крейсера ''Очаков'' и ''Кагул''. Водоизмещение каждого - 6645 тонн. Скорость хода - 23 узла. Первоначальное вооружение состояло из: двенадцати 45-мм пушек ''кане'', двенадцати 50-мм противоминных пушек и восьми 37-мм противоминных пушек. На то время вооружение было относительно неплохое. В период 1914-1916гг. крейсера частично перевооружались с целью усовершенствования и увеличения числа орудий. Но, речь не об этом.
   После восстания 1905-го года само название ''Очаков'' наводило на воспоминания о революции. И поэтому, военно-морское ведомство со изволения императора Николая Второго приняло оригинальное решение. 25 марта 1907-го года оба крейсера были переименованы. ''Очаков'' стал называться ''Кагул'', а ''Кагул'' получил название ''Память Меркурия''. С этими названиями крейсера и просуществовали десять лет, вплоть до отречения Николая Второго от престола.
   После февральской буржуазной революции 1917-го года армия и флот стали стремительно разваливаться, чему в огромной мере способствовал приказ номер 1. Приказ этот в самом своём корне был глуп до невозможности. Он определял выборность командных должностей. А это значит, что толкового и требовательного командира на общем собрании подразделения тут же, при помощи голосования, могли отстранить от должности, а на его место назначить бестолкового, но компанейского собутыльника. Дисциплина начала превращаться в понятие совсем неуместное с ''революционными'' свободами. И тут, и там стали появляться красные флаги, причём поднимавшие их матросы и солдаты, толком и не знали - флаг этот Временного правительства, или ещё чей? В этой вакханалии вспомнилось, что крейсер ''Кагул'' раньше назывался ''Очаков''. И что это именно он - крейсер первой русской революции. В мае 1917-го года была попытка вернуть революционному крейсеру старое название. Но вся эта затея на деле так и не осуществилась.
   В октябре 1917-го года произошёл большевистский переворот, названный позже Великой октябрьской социалистической революцией. А за ним и гражданская война. В конце 1917-го года крейсер ''Кагул'' окончил капитальный ремонт в Севастополе, и его котлы и машины были в относительном порядке. Его артиллерия была модернизирована и состояла теперь из: четырнадцати 130-мм, двух 75-мм и двух 40-мм зенитных орудий системы ''викерс''.
   В апреле 1919-го года командой капитана 2-го ранга Потапьева, перехитрив немцев и англичан, из Севастополя в Новороссийск был уведён крейсер ''Кагул'', где и вошёл в состав 1-го отряда судов Черноморского флота Добровольческой армии. Воевал ''Кагул'' неплохо, принимая участие в высадке морских десантов, обстрелах побережья, занятого противником, и Красная армия немало претерпела от его действий.
   За отличные действия против частей Красной армии в ноябре 1919-го года крейсер ''Кагул'' приказом по Добровольческой армии был переименован в честь героя Белого движения генерал-лейтенанта Л.Г. Корнилова, и стал именоваться - ''Генерал Корнилов''.
   Летом 1920-го года крейсер ''Генерал Корнилов'' принимал участие в блокировании Днепро-Бугского лимана, высадке десанта на Кинбурнскую косу и на остров Березань. Периодически вёл обстрел батарей крепости Очаков и Николаевского острова, названного позже Первомайским. Красные моряки на Очаковских батареях проклинали всеми известными им ругательствами белогвардейский крейсер ''Генерал Корнилов''.
   Позже, в ноябре 1920-го года, уже при эвакуации из Крыма Русской Армии генерала Врангеля, ''Генерал Корнилов'' перевёз из Феодосии в Галлиполийский лагерь 3000 человек. А потом, вместе с другими кораблями прибыл в Бизерту, где был лагерь для бывших белых русских моряков, предоставленный правительством Франции. 29 октября 1924-го года, в связи с признанием Францией советского правительства, на ''Генерале Корнилове'', как и на других русских кораблях, был спущен Андреевский флаг.
   Через два дня крейсер ''Генерал Корнилов'' был передан на хранение французам, и последние русские моряки покинули его. Французское правительство считало корабли прибывшей эскадры собственностью России, какое бы там правительство не было. В связи с этим положением в конце декабря 1924-го года в Бизерту прибыла советская делегация, которая осмотрела все корабли и отобрала наиболее новые для буксировки в Чёрное море.
   Крейсер ''Генерал Корнилов'' к тому времени в строю был уже 23 года. Комиссия приняла решение отправить его в металлолом.
   28 октября 1929-го года первый революционный крейсер, носивший в разное время названия: ''Очаков'', ''Кагул'' и ''Генерал Корнилов'' был продан французами на металлолом, и спустя несколько дней распилен.
   Жизнь штука переменчивая, и крейсер ''революционер'' в 1905-м году стал ''контрреволюционером'' в 1919-м. Конечно, это только случайность, всё могло бы быть и по-другому. Но случилось именно так. Поэтому, и молчали наши историки, не вороша неприятных страниц истории. А собственно, никто вопросов и не задавал. Ну, а нет вопросов, то и отвечать не нужно.
  
   Май 2004 год.

 

 

Комментарии  

 
+2 # Гирченко Юрий 24.04.2012 13:46
Немного истории флота...
 
 
+1 # gen 24.04.2012 14:29
В истории не бывает случайностей. Достойный конец недостойного красного поведения.
 
 
+2 # Гирченко Юрий 24.04.2012 14:31
Цитирую gen:
В истории не бывает случайностей. Достойный конец недостойного красного поведения.

В принципе, всё логично. 8)
 
 
+2 # Гирченко Юрий 06.05.2012 13:55
8)
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 1950 гостей и 14 пользователей онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
4070
3388
2450
2172
1769
1484
1476
1459
706
584

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de