В последнем своём романе Фёдор Михайлович поднял вечные вопросы на небывалый уровень, но главное, он проявил себя нюансным психологом, что редко встречается даже у маститых писателей. Он так просчитал психику Ивана Карамазова, что предугадал аналогичный конец у философа Ницше: оба сошли с ума, восторгаясь идеей сверхчеловека. В «детективе»
«Преступление и наказание» он открыл новые приёмы композиции и фабулы художественного произведения. Один из главных – это погружение во внутренний мир грешника, да и метод нагнетания был нов. В «Бесах», трудного для перевода на остальные языки, он сделал предупреждение, что может сделать кучка либералов или революционеров, если над человеческим фактором восторжествует идея. Тончайшая идея: что миром правит вражда – проходит красной нитью через все его произведения.
|
Подробнее...