Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • slivshin
    86 ( +100 )
  • Соломон Ягодкин
    29 ( +16 )
  • Тиа Мелик
    25 ( +37 )
  • shadow
    20 ( +12 )
  • sovin1
    13 ( +12 )
  • Владимир Константинович
    11 ( +5 )
  • gen
    10 ( +9 )
  • Макс мартини
    9 ( +16 )
  • kanahin.aleksey1977
    5 ( +3 )
  • piter
    1 ( 0 )

( Голосов: 13 )
Avatar
О пошлости.
25.12.2010 19:45
Автор: Добрый Критик

"Пошлость есть совершенная удовлетворенность, довольство и даже веселье от плоскости небытия, окончательное выбрасывание на поверхность. Пошлость и есть этот мир, окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство. Пошлость – есть потеря всякой оригинальности, определяемость жизни исключительно извне».
Н.А.Бердяев, О назначении человека.

«Дачи и дачники — это так пошло, простите»
А.П.Чехов, Вишневый сад.

* * * * *

После некоторого раздумья решил посвятить отдельную статью пошлости в стихосложении.

 


В русском языке есть слова, вызывающие головную боль у переводчиков своей непереводимостью: хам — хамство, жлоб, похабный, или еще лучше — похабень.
Пошлость является одним из самых известных непереводимых русских слов.

Слово «пошлый» — чисто русское, народное слово.
Оно представляет собою отглагольное прилагательное, точнее, причастие от глагола пойти (ср. выражение «пошло» — «ведется исстари»), превратившееся в имя прилагательное. Это слово идет из дописьменной древности. В русских памятниках делового языка, в актах и грамотах до XVII в. оно употребляется в значениях: 1) исстари ведущийся, старинный, исконный; искони принадлежащий; 2) прежний, обычный (ср. значение слова пошлина в древнерусском языке).

Оживление слова «пошлый» и широкое его распространение в стилях русского литературного языка с начала XIX в. было вызвано интересом к русской истории, к старинной письменности и ее языку.

«Пошлость» обозначает не только свойство пошлого, но и пошлый быт, пошлый поступок, пошлые выражения, замечания. Экспрессивная окраска слов пошлый, пошлость становится к середине XIX в. все более резкой.
В. И. Даль в своем словаре, указав старинные значения слова пошлый — в соответствии с словарем 1847 года, так характеризует современные, т. е. свойственные русскому языку 50—60-х годов, значения слова пошлый: «ныне: избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая; `неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым, площадным; вульгарный, тривиальный : «Эти пошлые романы надоели. Пошлые шутки или речи».

В русском литературном языке второй половины XIX и начала XX века продолжают обостряться и определяются эти же значения и оттенки слова «пошлый».
В словаре Д. Н. Ушакова слово пошлый толкуется так: «Заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. П. человек. Пошлая среда. Пошлые вкусы. // Безвкусно-грубый, избитый, тривиальный. П. комплимент. П. анекдот. Пошлая песенка. П. роман.».

Особенно обостренное отношение к пошлости характерно для умонастроения, которое связывается с представлением о «левых» политических взглядах. Корней Чуковский в книге «Мастерство Некрасова» пишет, что слово «пошлый» (и «пошлость») «к шестидесятым годам все больше и больше окрашивалось политическим смыслом и приобретало оттенок: застой, оцепенелость, омертвение чувств, приверженность к старым порядкам».
Далее он замечает, что основное отношение революционных демократов к пошлости — «активная, не знающая примирения ненависть». В противовес этому люди «правых» взглядов иногда готовы выступать с апологией пошлости.

Характерно высказывание В. Шульгина, приведенное в его книге «Дни»: «все женщины жаждут самодержца... Я знаю, вы скажете, что это «пошлость»... Но заповеди «не убий» и «не укради» — тоже «пошлость»... Однако пошлости такого рода обладают таким свойством, что стоит только от них уклониться и начать «оригинальничать», как мир летит вверх тормашками».

Главным борцом с пошлостью в истории мировой культуры является В.В.Набоков.
Он писал: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым»*.

Образцом пошлости в русской культуре являются персонажи рассказа Чехова «Ионыч»: фразы «Мороз крепчал», «Умри, несчастная!», «Вы не имеете никакого римского права» являются пошлыми потому, что произносящие их персонажи приписывают им эстетическую ценность, каковой они, очевидно, не обладают.

 

Салтыков-Щедрин и Чехов когда-то клеймили пошлость, имея в виду подлую обыденность, которая подобно зловонному болоту засасывает человека, постепенно убивая в нем высокие устремления, прекрасные мечты. Потом обличение мещанского уюта, особенно в лице канареек и гераней (вариант — фикусов), отвлекающих человека от движения к светлому будущему, стало обычным в советской культуре.

Материализованное выражение пошлости представил Достоевский в форме «клетчатого господина» — знаменитого гостя Ивана Карамазова. И фантастически выпукло пошлость им изображена и выражена в знаменитом музыкальном пассаже Лямшина, когда грозное звучание «Марсельезы» вдруг превращается в издевательскую приторную «М ein lieber Augustin». Набоков своих в «Лекциях по русской литературе» полностью цитирует этот момент из «Бесов».


***

Что такое пошлость в XXI веке?
Некоторые специалисты полагают, что «пошлость не может быть определена и не поддается классификации. Пошлость эстетична, потому что по природе своей она средство выражения. Как инструмент выразительности, пошлость являет себя в слове и поступке. Как жест, она не только выразительна, но и изобразительна.»

И всё же, обобщив различные определения пошлости, можно утверждать, что пошлость - это морально-эстетическое понятие, имеющее следующие характеристики:

1. Образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.

В основе представления о вульгарном и пошлом лежит одна и та же идея — идея обыкновенности, расхожести. И вульгарность, и пошлость присущи толпе или, как любил говорить Пушкин, черни.

В пошлых анекдотах встречаются вульгарные выражения, а вульгаризаторы имеют обыкновение опошлять научные концепции. То есть у этих двух слов похожая структура многозначности.
Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный.
 

2. Действие, ситуация, предмет или высказывание, которым человек приписывает некую эстетическую значимость.
Т.е. пошлость в данном контексте – это снобизм и, говоря словами В.Набокова, «ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Так, гриб, цветок или морская раковина — так же как и хождение на работу или в лес за грибами — сами по себе не могут быть пошлыми: они могут стать таковыми только в том случае, если кто-то приписывает им какую-то дополнительную эстетическую ценность, которая у данных объектов отсутствует.
Неотъемлемой составляющей этой разновидности пошлости является пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
В данном случае пошлостью является псевдо-пафос.


3. Штамп, клише, банальность, тривиальность (от латинского обозначения развилки трех дорог, где обычно стояли проститутки).

Слово «пошлость» выражает самую убийственную эстетическую оценку, какая есть в русском языке.
Это понятие, может быть, столь же всеобъемлющее как понятие прекрасного. Но пошлое гораздо хуже безобразного. Безобразное контрастирует с прекрасным, тем самым только подтверждая наше представление о красоте.
Пошлость компрометирует прекрасное, потому что обычно подражает ему, и пародия иногда лишь неуловимо отличается от оригинала. Но пошлость убивает в каждом явлении то, что составляет его сокровенный смысл, и поэтому она невыносимо оскорбительна для вкуса.
Пошлость всегда шаблонна, цитатна и вне творчества, т.к. берёт за основу уже существующие модели.

Синонимы пошлости: безвкусный, вульгарный, скабрезный, моветон, мещанский, обывательский, филистерский; позже усвоено слово кич (китч), а иногда в близком к нему смысле используется слово лубок.

Пошлым может быть что угодно. Пошлость неуловима, беспредметна и знаки ее аморфны. И поскольку это так, то пошлость по природе феноменальна. Она есть изнаночное состояние нормальных жизненных проявлений.

Пошлость — характернейшая черта нашего мышления. Мы ее замечаем, наблюдаем в мире Другого, но в мире Себя, чаще всего из-за отсутствия самоиронии и излишне серьезного отношения к себе, не видим.

Выдавить из себя пошляка еще труднее, чем раба. Для этого ты должен увидеть в себе пошлость. Поскольку же это связано с такой эфемерностью и летучей чувственностью, как вкус, а позывы к сладострастью забивают и убивают вкус, то это случается очень редко.

К многообразным проявлениям пошлости относятся:
- ограниченность интересов,
- низменность мотивов,
- мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью,
- превращение обывательски понимаемой «мудрости жизни», себялюбивого благоразумия в жизненный моральный принцип,
- самодовольная посредственность, утверждающая себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего истинно возвышенного, героического, великого, выходящего за рамки обыденного,
- некритически-догматическое усвоение «прописных истин» и попытки с их помощью разрешать сложные жизненные проблемы,
- узкий кругозор, упрощенное понимание действительности и предъявляемых ею требований,
- отсутствие чувства юмора и остроумия и обусловленная этим способность постоянно попадать в комическое положение,
- вульгарность во вкусах, рабское подражание моде и далеко не лучшим эстетическим образцам в одежде и манерах

Пошлость как аромат летуча. Она нечто вроде дурного запаха. Скажем, при чтении графоманских стихов, «чернухи», халтуры кто не испытывал нечто, что выражалось в словах «вонючая книга». Пошлость именно заслуживает площадную брань: ведь иначе с ней не справишься.

Обширный класс объектов, которые могут быть охарактеризованы как пошлые, составляют речевые произведения. Высказывание может быть названо пошлым, если в нем содержится претензия на остроумие, оригинальность или глубину мысли.

Пошлость и снобизм – это две стороны одной медали.

Если говорить о стихотворчестве, то поэт-пошляк - сторонник упрощенного подхода к написанию стихов, то есть «приземлённого», вульгарного, неприличного, грубого. Он не пытается выглядеть кем-то другим и не скрывает своего примитивизма и дурновкусия, не осознавая их или, наоборот, выпячивая и прикрываясь ими, как щитом принципа.
Декларации некоторых поэтов: «Я не поэт», «Я графоман», «Я не поэт, но и не графоман», «Я не поэт, а мои сочинения не стихи», - безусловно, являются пошлостью.

Поэт-сноб, напротив, оставаясь в душе пошляком, любит всё усложненное, ложно-возвышенное и витиеватое.
Это у поэтических снобов можно встретить пустые и ни-о-чём-ные стихотворные имитации, с нагромождением «красивых» и сложнозакрученных по форме и смыслу словесных конструкций.
Снобы намного хуже откровенных пошляков, т.к. из-кожи-лез-но мимикрируют под поэтов. А это вредит как всему литературному сообществу, так и отдельно взятым «незрелым» авторам, которые могут попасть под влияние псевдо-поэтов.

Наиболее часто пошлость встречается в гражданской (патриотической), пейзажной и любовной лирике.

Миллионы стихов посвящены действующему в стране политическому строю, органам государственной власти, их руководителям и т.д.
Указанные сочинения изобилуют пошлостью в виде речевых штампов и псевдо-пафоса.

Такая пошлость встречается и в пейзажной лирике. Когда поэт, например, описывая иву, возвеличивает её до такой степени, что чуть ли не наделяет её космическим разумом.
Или когда используются заштампованные слова и выражения. Например, «девицы-берёзки», «белая берёза», "небо голубое", "белый снег" и т.д.

Но хуже всего с пошлостью обстоит дело в любовной лирике.
С одной стороны, это связано с тем, что за тысячи лет о любви уже столько всего сказано, что сказать нечто новое и оригинальное практически невозможно.
С другой стороны, любовная лирика затрагивает такую сторону человеческих взаимоотношений, в которой грань между тем, что пошлО, и тем, что пОшло, весьма тонка.

Снижают эстетическую и художественную ценность речевые трафареты:

1) избитые рифмы:
- любовь – морковь - кровь – вновь - новь.
- мужчина - причина
- местоименные рифмы: моей - твоей, его - твоего и т.п.
- слёзы – грёзы – морозы - розы

2) шаблонные слова и словосочетания:
- страстный взгляд
- страстная любовь
- страстный поцелуй
- страстная женщина и т.д. (вообще, надо быть очень осторожным с эпитетом «страстный», ибо почти всегда он пошлый)

- сладострастье 
- томный взгляд
- озёра глаз («твоих бездонных», конечно же)
- знойная женщина («мечта поэта»; к данному эпитету относится то же, что и к эпитету «страстный»)
- пантера, рысь (о женщине)
- чувственные губы (сладкие, спелые, алые)
- жаркие объятия
- нежные ласки

Неизбежно приводят к пошлости нецензурная и обесценная лексика, а также вульгаризмы, которыми изобилует эротическая лирика.

 Поскольку стиль художественной речи избегает терминов, поэтам приходится несладко в поисках эквивалентов тех слов, которыми обычно обозначают те или иные органы и части тела в медицине, а также всем известный физиологический акт продолжения рода.

В результате стихи такого жанра изобилуют, следующими речевыми штампами-пошлизмами (в лучшем случае):
- нефритовый стебель
- жезл
- цветок
- девочка
- киска
- райские врата
- сосочки (как правило «вишенки»)
- нектар
- мёд
- роса
- влага

Некоторые поэты (я сознательно избегаю термина «графоманы») не осознают того факта, что стихотворная речь отличается от разговорной, в силу принадлежности первой к художественному стилю.
Поэтому самые обычные слова, почти всегда уместные и благозвучные в нашей разговорной речи, в стихах могут превратиться в пошлость.
Например:
- тела влажные (мокрые, вспотевшие)
- упругая грудь
- член и его эквиваленты  

- ягодицы 


Можете сами дополнить этот список словосочетаниями и словами из своих стихов.

Действительно «тяжела и неказиста жизнь поэта-эротиста».
Многие поэты, вдоволь наэксперементировавшись в этом жанре, затем или вовсе отходит от него, или переходят на более высокий уровень изобразительный средств, прибегая к более закодированной лексике.

Ницше когда-то признавался, что любит книги, написанные кровью.
Думаю, редкий любитель литературы не согласится с ним.
Но, согласитесь, мало кто из нас любит стихи, написанные продуктами выделительной системы человека.

В.В. Набоков когда-то сказал: «книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга… Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту — тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови».

По-моему, замечательные слова, которые не имеют никакого отношения к пошлости.

Полностью избежать пошлости невозможно, но давайте будем стараться.


* В.В.Набоков, Гоголь.


С уважением, Ваш Добрый Критик.

 
Список использованных материалов:

1. Адорно Т.В., Хрестоматия по эстетике, 2001
2. Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев, Пошлость
3. Бердяев Н., О назначении человека
4. Виноградов В.В., История слов
5. Кругликов В., Незаметные очевидности, 2004
6. Левонтина И. Б., Осторожно, пошлость!
7. Русский Викисловарь

 

Обновлено 25.12.2010 20:35
 

Комментарии  

 
+2 # alskar 26.12.2010 00:49
"Но если Человек отравлен ядом Лжи неизлечимо и грустно верит, что на земле нет счастья выше полноты желудка и души, нет наслаждений выше сытости, покоя и мелких жизненных удобств, тогда в плену ликующего чувства печально опускает крылья Мысль и - дремлет, оставляя Человека во власти его сердца. И, облаку заразному подобна, гнилая Пошлость, подлой Скуки дочь, со всех сторон ползет на Человека, окутывая едкой серой пылью и мозг его, и сердце, и глаза. И Человек теряет сам себя, перерожденный слабостью своею в животное без Гордости и Мысли..." Максим Горький.
Это,чтобы немного разбавить ваше ярое пристрастие к эмигрантам.Берд яев,конечно,изб ежал пошлости,но "главный борец с пошлостью" - это же её олицетворение.
МилЧеловек,простите,но более пошлого,чем "Лекция о русской литературе" и придумать сложно,учитывая статус автора.
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 07:23
Ну и что? Не писать об этом вовсе, боясь испачкаться?
Тогда круг будет ещё более заколдованным.
Меня это не устраивает.
Спасибо за цитату.
Жду Ваших произведений.

Моё почтение.
 
 
+3 # alskar 26.12.2010 09:29
Цитирую dobrkritik:


Моё почтение.

Взаимно.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 13:25
ДохтурЪ, Вы на филфаке учитесь или подрабатываете?
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 13:31
Нет, Тим, я уже давно на пенсии.

С почтением Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 13:41
А, ну да, ну да 8)
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 13:43
Тим, могу пенсионное удостоверение показать.

С почтением, Ваш пенсионер Добрый Критик.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 14:13
Покажите
 
 
+2 # Chernilnai 26.12.2010 15:20
Иногда автору можно побаловаться :-)
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 15:28
Тимоша, когда приедешь ко мне в гости, покажу всенепременно.

С почтением, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 15:43
Простите, ДохтурЪ, а давно мы с Вами скатились на "ты"? Я понимаю, конечно, что Вы всячески пытаетесь подчеркнуть Ваши преклоннейшие лета, но есть ведь и иные способы, не столь фамильярные? Преподаватели моей кафедры, к примеру, имея порой не меньший багаж "лет", чем у Вас, тем не менее обращаются ко мне по имени-отчеству.
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 15:48
А как Вас по-батюшке, Тим?
Тогда и Вы обращайтесь ко мне исключительно "Иван Иванович".

С уваженем, Ваш ДК.
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 15:49
Леночка, душечка, автору - можно, поэту -нельзя.

Целую ручки, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 16:06
ДохтурЪ, так я и не смею от Вас требовать меня по батюшке величать. Достаточно просто соблюдения традиционных норм интеллигентного общения
:P
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 16:20
Тим, Вы сначала сами начните "просто соблюдать традиционные нормы интеллигентного общения", и люди к Вам потянутся.

С уважением, Ваш ДК.
 
 
+2 # Олег Гудков 26.12.2010 16:25
Друзья мои, так мы зайдём в тупик. Не стОит пикировать друг на друга...
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 16:37
Олег, я не пикирую. Это Тим капризничает. Я понимаю, молодость, гормоны и т.д.
Но меру надо знать.

С уважением, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 16:38
ДохтурЪ, то-то я гляжу - к Вам люди толпами тянутся, а меня аж цураются аки черта лысого
:P
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 16:56
Тим, я с детства испытываю неприязнь к толпе. Мне достаточно одного умного собеседника.
И найдите, наконец, себе другого "Дохтура" - я приматами не занимаюсь.
 
 
+1 # Олег Гудков 26.12.2010 17:01
Иван Иваныч, простите его горячность...Мо лодо -зелено :-x
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 17:06
Олег, конечно прощу.
Сейчас отправлю ему с нарочным отравленный торт и сразу прощу. :D

С почтением, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 17:11
Да, ДохтурЪ, Вы действительно ни к кому ни с какими замечаниями не пристаете, стоите в сторонке от толпы :-*
В доктора, вроде, мы Вас не выбирали (и уж тем паче, не искали).
Так и не занимайтесь приматами. На этом сайте такие особи, вроде, и не водятся
:P
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 17:12
З.Ы. заранее прошу на меня Ваши отравленные баллы не тратить, ВрачЪ
:-x
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 17:15
Тим, голубчик, откушайте лечебного тортика с цианидом.
Я как ДохтурЪ считаю своим долгом заботиться о Вашем драгоценном здоровье.

С почтением, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 17:25
Благодарствую, ВрачЪ, но я, увы, уже удалил Ваш драгоценный дар из перечня своих подарков, пусть крысы травятся
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 17:43
Ну ничего, Тим, мне было не жаль потратить на вас 30 копеек. :D
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 19:27
Вы просто потрясаете общественность своей щедростью, смотрите - не разоритесь
 
 
+3 # dobrkritik 26.12.2010 19:32
Тим, это Вы у нас "общественность "? :D
Хотя скупость никогда не входила в число моих талантов, разориться у меня вряд ли получится, т.к. я думаю много.

С хахахашками, Ваш ДК.
 
 
+3 # Tim 26.12.2010 20:17
Много думать порой вредно ;-)
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 1799 гостей онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
5825
2425
2051
1915
1632
1543
1120
941
582
562

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de