53
ШАХА...
ВАЗ-2106 — по сути, вершина советского автопрома.
Многие причисляют к ней "семерку", но… уже не то. Много пластмассы, более примитивные решения и архитектурный уход от фиата.
В то время как первобытная "шаха" была высшей точкой в эволюции первых ВАЗов.
Еще шикарнее, чем "люкс", то есть "трёшка". Поэтому многие называли её "суперлюкс".
Еще мягче, еще мощнее, еще модернее. Четыре мощнейшие фары, пластик на бамперах, стильные задние фонари с парой ламп заднего хода, еще более роскошный салон. Хрома не стало меньше (в начале), но он разбавлен вкраплениями ультрасовременного по тем временам пластика.
И сразу же имидж "самых крутых жигулей". Да и цена под стать — больше девяти тысяч рублей. Кто мог ездить на "шахе" в то время? Суперуспешный колхозник, инженер-заграничник либо… барыга.
Отличная шумоизоляция, отлично заглушенный мощный движок, шикарный салон — все это "шаха" семидесятых. Еще круче "трёшки", хотя с точки зрения нашего современника отличий практически нет.
Чуть позже "шестёрка" пережила несколько модернизаций и становилась все проще с каждой из них.
Сначала избавились от хрома на арках крыльев и пороге, заменив последний черным пластиковым молдингом (как на "пятерке").
Потом упразднили катафот на заднем крыле, попутно удлинив молдинг (как на "трёшке"). В принципе, так стало смотреться даже лучше. Исторически это произошло в 1982 г. (как утверждают околоофициальные источники), хотя попадаются и более поздние "шестерки" с катафотом. Некоторые считают, что окончательный отказ от катафота состоялся в 1985 г.
Изначально все "шахи" были "чистыми шестыми", то есть в кузове 2106 находился и "шестой" двигатель объемом 1.6 л и мощностью 80 л.с. Вплоть до появления 213-го мотора Нивы (1.7 л) в серии ничего круче для "классики" не существовало.
Чуть позже появилась 21061 — кузов "шестерки" и мотор "трешки" (1,5 л).
Затем появилась довольно неудачная модификация — самый дорогой кузов ВАЗа (2106) сочетался с одним из самых слабых моторов (21011, 1,3 л). В середине-конце 80-х именно на "шестдесят третью" приходилось наибольшее количество "шестёрок".
В начале 90-х у "шестерки" появились черные водостоки вместо хромированных, а также колпаки типа 2101 вместо "шестых" и противотуманка под задним бампером.
Примерно в то же время, в 1991 г., не менее пьянящее впечатление у меня, обычного советского гражданина, оставила соседская белоснежная "шаха" с бордовым салоном. Машина была экспортная, 1983 г. и восемь лет просто стояла в гараже с пробегом до десяти тысяч. Обычная советская история — у владельца была служебная машина и потому личная "шаха" мирно спала в гараже. Когда его сын подрос, он стал полноправным владельцем "шахи" и прокатил соседского ребенка по кварталу. Ребенок проникся тишиной и мощью 1600-кубового движка, а также фантастическим (в сравнении с жигулями папы) бордово-велюровым интерьером "шахи". К слову, у него были точно такие диски в стиле немецких ATS, как у красной дойчеладовской "шестерки" на фото (которая с круглыми ПТФ). Непонятно, правда, откуда.
В это же время появился ВАЗ-21065 с "пятерочными" бамперами, пятиступкой и БСЗ. Впоследствии многие "шаховладельцы" рестайлили своих старушек до псевдошестьдесятпятых — как по мне, зря.
В 1992-1993 гг. "шестёрка" лишилась молдингов — выглядела она весьма несуразно, словно после кузовного ремонта с заменой навесных панелей хром забыли навесить на место. Безмолдинговая "шаха" на фото какая-то мутантская — ранняя, ибо реальные "безмолдинговые" на моей памяти были с ПТФ под бампером, с колпаками 2101, без молдингов на арках (естественно!) и с черной пластиковой шильдой "жигули" на крышке багажника. Плюс черные водостоки и "семерочные" решетки на задних стойках.
Впоследствии до самого конца хром на крыльях и дверях оставался на месте.
Но "шестёрки" после 1995 г. окончательно утратили ауру того, "советского люкса", которой была насквозь пропитана "шаха" на протяжении советских десятилетий.
Ведь вплоть до конца 80-х более комфортабельного и мощного автомобиля в модельной гамме ВАЗа (а значит, и советского автопрома в целом) просто не было.
Внутри меня сидел былинный герой с боевым кличем дедов : « За РОДИНУ….За КРАЛЮ!!» И этот голос был готов на всё… Но мозг пожалел милого Жужика и дал команду ударить по педали тормоза. Машина со свистом шин,чертя полосы на асфальте,слегка ткнулась бампером в левый борт Жигулей. Всё произошло,как в замедленных кинокадрах. Я вижу приближающуюся синюю машину, ужас в глазах сидящих,руки,закрывающие лицо от страха и «нежный» тычок бампера Жужика в борт «шахи». Я торжествовал! Они были напуганы конкретно,без слов и кулаков!! Служивый встал с правого борта их машины,я подошёл слева : «Ну,что,Гаи вызыаваем?? У меня времени вагон..» Тем временем,Служивый,через открытое правое окно,поймал хваткой сильных армейских рук ухо сидящего на переднем сидении парня.. За рулём «шахи» точно был наш объект. Я вынул карты с обнажёнкой,показал их ему и сказал : « Жрите..» Служивый вывернул ухо второму так,что тот заверещал, схватил порванные мной карты и стал жевать кусочки. Сидящие на заднем сидении «гости столицы» только таращили глаза. Пыжиковые шапки выдавали их солидное положение « в обществе» . «Жрите,суки !!!!..» взревел я отчаянно так,что толпа на бульваре притихла…. Оба фарцовщика давились «вкусняшкой»,пока «зрители» собирались на «спектакль» « Ну поели,теперь Гаи вызываем?» издеваюсь уже по полной.. С заднего сидения прозвучал голос с акцентом : «Эээ..бичо!! Сюшай, зачЭм Гаи, нЭ надо мЫлицЫю…Они всё поняли ..» И хлопнул по затылку сидящего за рулём «шахи» парня, рукой с золотым перстнем. Служивый просунул в окно огромный кулак и тихо сказал : «Узнаем,что на фото наши девочки..найдём и накормим добавкой. Пошли вон…» Синяя «шаха»,царапая крылья,двери о бампер Запорожца,протиснулась от тратуара на дорогу и скрылась.. Толпа разошлась по своим машинам,трясти кошельками и шмотками,а мы поехали ко мне,отмечать «таран»,моральную победу и новое рождение Жужика..
ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ…
|
Комментарии