Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • slivshin
    79 ( +90 )
  • Владимир Константинович
    42 ( +45 )
  • shadow
    34 ( +10 )
  • Тиа Мелик
    26 ( +51 )
  • sovin1
    20 ( +19 )
  • Соломон Ягодкин
    17 ( +3 )
  • gen
    12 ( +5 )
  • Макс мартини
    8 ( +16 )
  • Тамара Фёдоровна Москаленко
    6 ( +11 )
  • kanahin.aleksey1977
    4 ( +2 )

( Голосов: 3 )
Avatar
Генрих Семирадский. Долгожданное возвращение
05.12.2017 11:14
Автор: Гриць Деревий

generated by an Adobe application 12.00

Normal 0 34 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Как это ни покажется странным, но таким бесцеремонным нападкам со стороны «прогрессивной художественной критики», пожалуй, не подвергался ни один художник рубежа XIX и XX веков. Генрих Семирадский, представитель позднего академизма, один из любимейших живописцев императора Александра III, а позднее — Николая II.

Он получил широкую известность сразу же после учёбы в Академии, когда на выставке 1872 года представил своё полотно «Римская оргия блестящих врёмен цезаризма».

Из современников по уровню популярности и интереса среди зрителей и покупателей Семирадский мог соперничать разве что с Константином Маковским, а из предшественников — с Карлом Брюлловым. Но талантливый художник вызывал не только восхищение у восторженной публики, но и критические суждения коллег по цеху.

«Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах…» — писал о нём Илья Репин.

А вот как отзывался Илья Ефимович о работе Семирадского «Фрина* на празднике Посейдона в Эливзине*»: «Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "весёлое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления». Выдающийся историк искусства Владимир Васильевич Стасов, делавший обзоры чуть ли не всех художественных выставок, начиная с 50-х годов, старательно избегал упоминания фамилии Семирадского. А если имя художника всё-таки необходимо было включить в публикацию, Стасов награждал его уничижительными эпитетами «пустой» и «поверхностный».

Причин для такого отношения к Семирадскому можно указать множество. Семирадский был человеком высочайшей эрудиции, с которым было практически невозможно разговаривать на равных; обладал исключительной замкнутостью, мешавшей ему не только заводить друзей, но и просто иметь с коллегами благорасположенное общение; и, наконец, ему совершенно были чужды демократические идеи, близкие подавляющей части творческой интеллигенции того времени. И особо следует указать, что Семирадский — был самым «европейским» из российских художников второй половины XIX века, избравшим для сюжетов своих полотен библейские и античные темы, не проявлял никакого интереса к обыденной «правде жизни», за которую так ратовала вся современная ему художественная критика.

Семирадский был убеждён, что высшее творчество не может иметь ничего общего с «повседневной пошлостью» и должно воплощать в себе то, «чего в жизни никогда не было».

Полотна поздних академистов, к которым принадлежал Семирадский, не отличались психологической глубиной и проникновенной эмоциональностью, не содержали социального подтекста и философских обобщений. Да, в картинах Семирадского этого, действительно, нет. Но есть высочайшая художественная культура, виртуозное мастерство живописца, красота и совершенство композиций.

Творчество живописца долгие годы было забыто. Весь ХХ век искусствоведы не обращали внимания на периферийные художественные течения, к которым относилось всё салонное дореволюционное искусство. Картины Семирадского были рассеяны по миру, а сведения о нём сохранились только в двух источниках: в монографии скульптора Станислава Левандовского и изданиях Ф.И. Булгакова, первого биографа художника. Конечно, имя Семирадского встречается в мемуарах И.Е. Репина, Н.И. Мурашко и К.Б. Венига, но полноценного исследования, посвящённого его творчеству, из современников не оставил никто.

В конце ХХ века к искусству позднего академизма пробуждается интерес. Вспоминают не только о Генрихе Семирадском, но и о Степане Бакаловиче, Алексее Харламове, Жане-Леоне Жероме, Гюставе Буланже, Константине Маковском... Сначала в Европе, а в 90-х годах и в России. Их картины из запасников перемещаются в постоянные экспозиции музеев, проводятся выставки, им посвящают исследования и книги.

Поздние академисты по-своему видели пути развития искусства живописи и иначе, нежели художники-демократы и художники-народники, видели пути преобразования общественного бытия, как в социальном аспекте, так и в идеологическом, гуманитарном. В их движении была очевидная попытка создания большого стиля, задача эта так и осталась незавершённой — у этих художников в дальнейшем так и не нашлось ни продолжателей, ни последователей.

Конечно, у Семирадского были как поклонники, так и коллеги, ценившие его творчество и мастерство. К коллегам, благорасположенным к художнику, можно отнести Врубеля, отдававшего дань уважения только троим русским художникам: Куинджи, Иванову и Семирадскому. «Придёт время, и на его картинах будут учиться многие поколения живописцев», — писал о Семирадском критик М.Н. Василевский.

И у него, действительно, было чему поучиться. По применяемым им приёмам письма он мог соперничать разве что с Репиным: торцевание сухой кистью, работа различными типами мастихинов, процарапывание, лессировки по сырому красочному слою...

Семирадского часто упрекают в бесстрастности и холодности произведений, в отсутствии авторского отношения к написанному. Но если обратиться к этюдам художника и его подготовительным работам к картинам, то обнаружится, что они полны динамики и экспрессии, и по ним вполне можно проанализировать всю творческую лабораторию Семирадского. Изучая наброски, кроки, натурные зарисовки и эскизы можно увидеть, как новейшие европейские течения в живописи были поняты художником и переосмыслены. В картине весь его «подсобный» материал, воплощаясь в большое полотно, звучал иначе, подчиняясь общей идее и лишаясь всех тех живописных качеств, что были так ценимы «прогрессивными» критиками и художниками. Очевидно, это было сделано неслучайно и обдуманно. К сожалению, он никогда не показывал подобные работы на выставках, в отличие от наиболее близкого к нему в творческом отношении Александра Иванова.

Когда Семирадского относят к мастерам академической салонной живописи, рассматривая его творчество как нечто родственное декоративно-прикладному искусству, то совершенно забывают что даже чисто технически его манера письма не соответствовала принятым канонам салона. Такой свободной техники письма не было даже у импрессионистов, хотя известно, что творчество Семирадского не имеет с этим течением ничего общего, истоки его творческих исканий лежат, скорее всего, в эстетике символизма. Суть творческого метода Семирадского состоит в конструировании идиллий, такие цели, во всяком случае, определяет для себя стиль «неогрек», к которому, несомненно, причислял себя художник.

Сейчас, по прошествии более века со времени Генриха Семирадского, следует взглянуть на художника и его творчество с иным критическим посылом, рассматривая его не как салонного живописца, а как художника-новатора, со своим особенным видением. Стоит вспомнить слова Александра Бенуа: «В известных отношениях этот художник мог бы сойти за новатора. Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов, местами красивая, живописная техника были для поколения русских художников 1870—1880-х годов настоящим откровением». И, действительно, если объективно воспринимать его творчество, не ограничивая себя идеологическими рамками и бытующей системой эстетических представлений, то невозможно не заметить желания Семирадского провозгласить в своём творчестве идеи свободы и красоты, обратившись к поиску духовных начал бытия в прошлом человечества, ставшими впоследствии основой для эволюционного развития всей европейской цивилизации.

 

Комментарии  

 
# slivshin 05.12.2017 20:02
Интересный очерк!
 
 
# gen 05.12.2017 20:54
Глянуть хоть на одну его картину!..
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 2327 гостей и 3 пользователей онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
7340
3399
2650
2495
2495
2066
1904
1672
1405
1225

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de