Прочитав на доске объявлений приказ о зачислении меня на первый курс, я облегчённо вздохнул: всё, я студент! Впереди пять фантастических лет! Выйдя из толпы, я наткнулся на знакомого третьекурсника: - То-то я смотрю в коридоре стало светло, хоть операцию делай! Ты чего сияешь? - Я поступил! - Поздравляю, но светиться будешь когда на третий курс перейдёшь. - Почему? - Два курса общеобразовательных дисциплин, не все парни справляются. А ты после рабфака, значит в школе не преуспел. Так? - Да, но я постараюсь, раз поступил. - Кто у тебя по вышке? - По чему? - По высшей математике. - Какой-то Молокогорцев, - прочитал я в своём блокноте. - Вешайся! - Почему? - Скоро узнаешь.
Узнал я на второй паре первого дня занятий. Не успел смолкнуть звонок как в аудиторию вошёл преподаватель, сухо поздоровался и произнёс: «Товарищи студенты! Хочу вам напомнить, что высшее образование в СССР не является обязательным! Мне предстоит прочитать для вас курс высшей математики. Продолжительность курса четыре семестра».
Едва пара закончилась, сидевший за мной Василий мрачно произнёс: «Непонятно, но здорово!» Я тоже был обескуражен, хотя векторная алгебра не самое сложное в курсе. Я разыскал третьекурсника и попросил его объяснить мне, почему я должен вешаться: - Мики, так зовут Молокогорцева, влюблён в математику и считает, что инженер должен знать её на четвёрку. - А почему не на пять? - Окстись, отличник, ты каждому трояку по вышке будешь радоваться как ребёнок! - Почему? - В помощь студентам, Мики организует нулевые пары. - Это что за хрень? - Собирается поток и Мики проводит опрос как в школе. - Зачем ему это нужно? - Это нужно тебе, а то начнёшь учить вышку в ночь перед экзаменом. А за нулевые пары, Мики не доплачивают. - Фанат? - Ещё какой! И не вздумай пропустить коллоквиум. Будешь его сдавать на экзамене как дополнительный вопрос. Мики всё помнит! - А пересдать ему легко? - Даже не мечтай. Будешь сдавать ему все шестьдесят вопросов, которые есть в билетах. - Это как? - Приходишь после сессии и сдаёшь. - Так ведь отчислят, если не сдашь во время сессии? - А Мики придумал свою систему. В экзаменационной ведомости он оценку поставит, а в зачётке нет. Он это называет условной сдачей. - А если не ходить? - На пятом курсе будешь сдавать, иначе к защите дипломного проекта не допустят. - А на экзаменах он валит? - Вроде нет, ответишь на билет и допвопрос – и получай свой трояк. - А почему трояк? Если на вопросы я отвечу? - Принципы не ведают пощады! За четвёрку ты у него на экзамене просидишь с семи утра до четырёх вечера, отвечая на все билеты. - И сколько он двоек в группе ставит? - Хоть всей группе. - И как ему сдать? - Учить…
Первый экзамен по вышке мне удалось сдать на тройку, почти сходу. Материал я выучил и тройка меня расстроила. Ведь я остался без стипендии. И тогда я решил, что на тройку я всегда сдам и нечего зубрить теорему Коши – Буняковского. Через шесть месяцев я об этом пожалел. В нашей группе из двадцати пяти человек восемнадцать получили двойки. Моя двойка была за номером семь. Руководство института поняло, что пересдать мы не сможем, и отправило Мики на курсы повышения квалификации. Пересдавали мы другому преподавателю, более толерантному. Тройка была получена, но я снова остался без стипендии.
Второй курс начался с сельхозработ. Ручная уборка лука – занятие утомительное, и мы больше симулировали кипучую деятельность, нежели работали. К нам подошёл мужичок в фуфайке и шляпе и предложил перестать бить баклуши. Я уже знал, что в поле шляпа и галстук – признак начальства, и решил заняться демагогией, чтобы потянуть время и повыпендриваться перед сельским интеллигентом: - А Вы кто? – спросил я небрежно. - Человек, а что? – ответил мужик. - Вот мы тут работаем как можем, а Вы нам мешаете сосредоточиться, - ответил я. - Дерзкий ответ, - усмехнулся мужик, - а как у Вас с высшей математикой? - А какая связь между высшей математикой и Вами? – спросил я. - А я Ваш новый преподаватель, как Ваша фамилия?
Так я познакомился с Палычем, так его звали студенты. Остроумный и немного циничный, реально оценивавший наш интеллектуальный потенциал и мотивацию, Палыч честно начитывал лекционный материал, без коллоквиумов и нулевых пар. Палыч отслужил лейтенантом два года в армии и впитал в себя офицерский шарм, лейтенантский юмор и усталую обречённость человека который понимает, что чудес не бывает.
Меня Палыч выделил как объект для подколов, беззлобных и остроумных. На каждой лекции он отпускал в мой адрес шутку, а я отвечал. Все смеялись не более того. Но однажды я потерял чувство меры и схамил Палычу. И я впервые увидел его жёсткий взгляд. На следующих лекциях Палыч перестал обращать на меня внимание. И вот наступила пора домашних контрольных. Я не смог её решить и обратился к Толичу, выпускнику факультета прикладной математики. Он обожал математику. Однажды я застал его читающим книгу. Он хохотал и приговаривал: «Классно написано!» Я решил, что Толич читает Золотого телёнка и спросил его: - Дашь почитать? - Бери, - удивился Толич. - Спасибо, беру с возвратом! - А тебя это действительно интересует? Прочитав название книги я замер: «Гамильтонов подход в теории солитонов». Молча вернув книгу я понял, что Толич гений.
Толич быстро решил мою контрольную, и я первым сдал её Палычу. На следующей лекции Палыч спросил меня с сарказмом: - Артур, да Вы гений. Сами решали? - Да, - соврал я. - Честно? - Да. - Вы меня окончательно разочаровали. Контрольная решена правильно, но такими методами, которые в нашем курсе не рассматриваются. - А я самостоятельно их изучил, - пошёл я в наступление. - Артур, Вы перешли красную черту и оскорбили лично меня. Контрольная решена правильно и я должен поставить Вам зачёт. А об остальном поговорим на экзамене.
Беседа на экзамене закончилась двойкой. На пересдаче Палыч посмотрел на меня как-то брезгливо и сказал: - Что с Вами делать? - Поставить тройку. - Это слишком просто. Я хочу получить сатисфакцию. - Поставите двойку? - Это примитивная месть. - Тогда что? - Я даю Вам двадцать минут. Решите задачи сами или кто поможет – мне безразлично. Но если на двадцать первой минуте правильно решённых задач я не увижу – тогда двойка! Мне повезло и на ИВЦ мне помогли решить задачи. Палыч внимательно посмотрел на протянутый мною листок и спросил: - Волков решал? - Да, а как Вы узнали? - Решал программист, бросается в глаза – с удовлетворением констатировал Палыч, и со скукой посмотрел на меня, - интересный Вы экземпляр, Артур, но если Вы также будете изучать спецпредметы, то останетесь без диплома.
В следующем семестре вышку читал преподаватель, которого прозвали Пеле. Он любил футбол и математику. Увидев в моих руках еженедельник «Футбол – хоккей», он просил его посмотреть и забыл обо всём на свете. Я стал регулярно его покупать перед каждой практикой по вышке и садился перед Пеле. Мы тихо сидели и играли в морской бой, а Пеле шуршал страничками еженедельника.
Экзамен проходил в лайт режиме: «Кто согласен на тройку – давайте зачётки на стол». Я был в первых рядах…
|
Комментарии