7
- Дядя Коля, я от Вас не отстану. Расскажите о себе, о мотоциклах. Николай опять набил трубку и начал издалека: - До войны я учился в железнодорожном техникуме и вскоре стал подрабатывать на маневренных паровозах. Работа была посменная, так что времени хватало и на учебу. Однажды утром я увидел, как военные сгружают какие-то необычные мотоциклы, каких в городе я не видел. Затем в тупиковой ветке были сооружены искусственные трамплины и рвы. В городе пошли слухи о какой-то спортивной армейской команде, которая называется «кроссменами», и это они тренируются на тех сооружениях. Мне пришлось даже пропустить занятия, чтобы утром добраться до того мотодрома. Это было невероятное зрелище. Мотоциклисты не ездили, они «летали». А когда в городе появился мотоклуб, я сразу побежал туда. Меня взяли сменным механиком, даже с небольшим окладом. Так что денег хватало на мороженое девчонкам, а, главное, была возможность тренироваться. Там же я познакомился с Розочкой, тогда еще просто Фросей с длинными косами. Она была там типа учетчицы - осматривала мотоциклы и записывала в журнал какие-то данные до и после тренировок. В клубе была военная дисциплина, да и время тогда было строгое, даже, я бы сказал, суровое - уже шла война с Финляндией. В клубе я получил права на управление мотоциклом. В день объявления войны с Германией в 1941 году, в воскресенье, мы были на соревнованиях в другом городе. Старший приказал добираться до клуба своим ходом. Так, впервые, я участвовал в марш-броске на сотни километров. Год меня не призывали в армию, так как поток железнодорожных перевозок был огромен, и машинистам давали «бронь» от призыва. Я работал маневренным машинистом по переводу эшелонов с одних путей на другие. Иногда нас бомбили. Помню, надо было срочно перевезти эшелон с людьми через мост. Впереди разбомбили грузовой поезд. По наблюдениям мы знали, что обязательно прилетят повторно минут через тридцать-сорок. Начальник эшелона отдал приказ быстро расцепить вагоны и растащить их на некоторое расстояние друг от друга. Эшелон потерял видимость целого состава. Бомбардировщики, вернулись, но не увидели сверху идущего состава и улетели. Мы опять собрали эшелон и без остановок – к ближайшей сортировочной станции. Так были спасены сотни людских жизней из этого поезда. В 1942 году меня призвали в армию и направили в «учебку», как человека со средним техническим образованием, и, в результате, я стал младшим лейтенантом мотовзвода. Мотоциклы были разные. На временных складах технического отдела армии их скопилось огромное количество. Это были и довоенные легкие Л-300, ИЖ-7 и тяжелые ТИЗ-600, ПМЗ-700, а также совсем новые заводские М-72. На тяжелые мотоциклы крепили радиостанции, пулеметы, а легкие использовались, как посыльные, на них мы сопровождали командиров или участвовали в разведке. Помню трагический случай. На передовую послали мотоцикл с коляской доставить радиостанцию. Тогда она была громоздкая, в виде большого ящика, да еще батареи к ней. Вечером ждали возвращения сослуживцев. Слышим звук мотоциклетного мотора. Выходим из укрытия на заезженную колею. С включенной светомаскировочной фарой мотоцикл медленно двигался на нас, а людей не видно. Мы бросились навстречу. От увиденного мы оторопели – оба седока, один – в коляске, другой – ничком на руле, убиты выстрелами в спину. А мотоцикл двигался по инерции на включенной передаче. Решили прочесать местность. На пяти мотоциклах с пулеметами мы углубились в лесной массив. Обнаружили фашистских парашютистов. Укрывшись за своими машинами, мы приняли бой. Троих уничтожили, а двоих, раненных, взяли в плен. После этого боя командование приняло решение увеличить состав мотоциклистов до мотороты, но меня в это время направили в Мурманск для выполнения Правительственного задания. Николай на миг прервал рассказ, и этим воспользовалась Розочка, позвав всех пить чай. За чаем молчали. Николай, видимо окунулся в воспоминания, дед тоже думал о чем-то о своем, а Кирилл старался все осмыслить. Множество мелких подробностей тех времен казались ему чрезвычайно важными.
продолж.след
|
Комментарии