37
В назначенный день Мария с волнением стояла у двери квартиры Инги. Позвонила. Ей открыла дверь женщина, среднего роста, с пучком седых волос, красивыми усталыми глазами. На ногах у нее были теплые пестрые вязаные носки, на плечах – пушистый платок. Без большой радости в голосе тихо спросила: - Вы Мария? Проходите. Мария вошла и, успев коротко сказать «здравствуйте», воскликнула: - А вот и он! Привет, Харлей! Наконец встретились! В прихожей стоял мотоцикл, и Мария обрадовалась ему, как старому другу. У другой стены коридора – маленький столик с зеркалом и скульптурой балерины Дудинской в позе арабески. На руке у нее висел брелок – пуанты. Мария качнула их пальцем: «И вам, привет». Обращаясь к Инге, которая молча удивленно на нее смотрела, пояснила: - Это я подарила Харлею брелок. Только тогда я еще училась в колледже, а теперь приехала на стажировку в Большой театр. А где Кирилл? Он ведь мне назвался Харлеем, я так и думала, что это его имя. Его нет дома? Он придет сегодня? - Нет, сегодня его не будет. - Жаль, - и остановившись около мотоцикла, держа его за руль, стала возбужденно говорить Инге,- знаете, когда я деду показала фото Харлея из прошлой поездки в Москву, он очень обрадовался и рассказал, что он работал после войны на заводе по сборке этих мотоциклов, несколько раз бывал в вашей стране и лично собирал последнюю партию именно этих мотоциклов (она похлопала по седлу). А еще он просил меня подробнее узнать, как этот мотоцикл попал к Вашему сыну, нравится ли ему, (лукаво) – дружат ли. Ну, раз Кирилла нет, я пойду. До свидания. – обернулась у двери и спросила, - Можно я на следующей недели опять приду? У Вас так интересно! Инга ответила растеряно: - Приходи. В это же время. Через неделю Мария опять пришла к Инге, в руках у нее был маленький букетик первых весенних цветов. - Здравствуйте, Инга Сергеевна!, - проводит рукой по мотоциклу, - Привет!, - пальцем трогает брелок. Туфельки приветливо качнулись. Инга проводила ее в комнату. - А Кирилла опять нет? - Нет. - И не будет? - Не будет. Он в командировке. - Жаль. Мария видит в комнате много цветов в горшках, фигурки балерин, портреты и нерешительно просит: - Расскажите мне, пожалуйста, что-нибудь о Вашем балете, мне все важно и интересно. Я скоро заканчиваю стажировку. Инга Сергеевна, а вот скажите, у вас в училище занимались дети только обеспеченных людей? Инга впервые слегка улыбнулась: - Что ты, деточка!, - подходит к окну, запахивает плотнее безрукавку. - Сентябрь 1948 года. Это были первые послевоенные годы в небольшом, разбитом бомбежками, городе. Театр только вернулся из эвакуации. Артистов не хватало. При театре открыли трехгодичную балетную студию. Мы побежали записываться всем классом, да еще и из других школ. Нас набралось человек тридцать. Не все смогли выйти на сцену: кому таланта не хватило, кто-то должен был идти работать – время было голодное. А ты говоришь «богатые». Да и училище наше помещалось в спортивном зале школы, приспособленном под танцкласс. Большинство окон, за отсутствием стекол, было забито досками. Вдоль стен были сооружены балетные станки. Мы с удивлением смотрели на пианистку. Это была женщина неопределенного возраста, в валенках, на руках перчатки с обрезанными кончиками пальцев. На плечах подобие меховой пелерины. Казалось, она не обращает на нас никакого внимания. И мы были одеты, кто во что горазд: кто в мамином платье, кто в юбке поверх шароваров, на ногах то ли галоши, то ли ботинки. Поэтому, когда в зал вошла красивая женщина в туфлях с перепонкой и платке, завязанном за спиной, мы все замолчали, в изумлении. Она представилась: - Здравствуйте, мои цыплятки. Я ваш хореограф. На ее лице было нескрываемое разочарование от вида нашей разношерстной толпы разного возраста, и - всего два мальчика. Она вздохнула и сказала: - Разойдемся по двум стенкам и встанем к станку по росту. Начнем наш нелегкий балетный путь. Через год мы уже занимались в застекленном зале. В классе стало светло, у стен новые станки. Правда, занималось уже человек двадцать, из них только один мальчик. Платья у нас уже были покороче, и на ногах туфли или тапочки. Хореограф нас теперь приветствовала: «Здравствуйте, мои цветочки!». Одна из девочек заметила: - В прошлом году Вы называли нас «цыплятками». И мы в конце года исполняли танец цыплят, теперь, что, мы будем танцевать цветы? - Да, мы будем готовить вальс цветов из «Щелкунчика». А в последний год у нас в зале даже появились зеркала вдоль стен. Вот радость была! Но осталось нас всего десять человек с нашим единственным мальчиком. И наша аккомпаниатор как-то помолодела, стала даже симпатичной, оделась в блузку с кружевами и бархатную юбку. Мы за лето тоже постарались: сшили себе из марли подобие пачек, а театр подарил нам пуанты. И застучали по паркету носочки пуантов,выводя мелодии балетного шага и классических французских танцевальных движений…па-де-бурре,арабески,фуэте,батман,па-де-де…. Внимательно слушавшая Мария, оживленно спросила: - А как вас в этот раз приветствовала хореограф? Инге было приятно, что Мария не упускает никаких мелочей из ее рассказа: - Хореограф, тоже помолодевшая, приветствовала нас: «Здравствуйте, мои выпускники!», и посетовала, что не многие из нас дошли до окончания студии и что выпускной танец мы покажем на областном смотре, а трое победителей поедут на всесоюзный смотр молодых талантов в Москву. Мария вдруг спохватилась: - Я так заслушалась, что чуть не забыла – у нас вечерняя репетиция. Я побегу! Можно придти через неделю? Инга, погруженная в воспоминания, сказала даже обрадовано: - Да, да! Приходи обязательно! Основные балетные термины Экзерси́с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс тренировочных упражнений в классическом танце (балете). Plié (Pliér — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание. Деми плие релеве (от фр. demi-plie — полусогнутый + releve — подниматься)— два движения, составляющих неразрывное целое; полуприседание c последующим подъемом на полупальцах или пальцах. Grand plie — глубокое приседание по позициям с отрыванием пяток от пола. Battements tendus — тянуть, вытягивать. Battements tendus jeté — выброс ноги на 45°. jete — бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. ronds de jambe — движение ногой описывающей круг. parter — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу. en l'air — на воздухе. Термин, указывающий на то, что движение исполняется по воздуху. fondu (от фр. — таять) — мягкое, эластичное плие на одной ноге, другая нога согнута и прижата к щиколотке. Используется в различных движениях: battement fondu, sissonne fondue и др. grands battements — бросок ноги на максимальную высоту. Амбуате (от фр. emboiter le pas — идти следом) — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. releve — подъём на полупальцы, пальцы. port de bra — движения рук, с участием поворота или наклона головы и корпуса. frappe — ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение. pas balance — движение, которое создает у зрителя впечатление покачивания. Arabesque — так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30, 45, 90 или 120 градусов. Антраша — в танце обозначает ряд скачкообразных прыжков, во время которых ноги скрещиваются между собой в воздухе, касаясь друг друга. Attitudes — опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине. Кода — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией. Efface (сглаживать) — положение корпуса в классическом танце. Выдвижение правой руки (или левой) и правой (или левой) ноги вперёд. Efface может быть вперёд и назад. Поза открытая для зрителя. Croise (скрещивать) — положение корпуса в классическом танце. Выдвижение левой (или правой) руки и правой (или левой) ноги вперёд. Круазе может быть вперёд и назад. Закрытая поза для зрителя. Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца. Ан турнан (от фр. en tournant — в повороте) — указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным. Девлюппе(от фр. developpe — развернутый) — разновидность батмана; движение, в котором работающая нога cкользит из 5-й позиции носком по опорной ноге до колена и вытягивается вперед, в сторону или назад, а затем возвращается в 5-ю позицию. Различают проходящее (developpe passe), качающееся (developpe ballotte) и падающее (developpe tombe) девлюппе. Дубль (от фр. double - двойной) — в классическом танце — термин, указывающий на двойное исполнение танцевального па: double battement tendu, battement double frappe, double assemble и т.п. Па-де-бурре (от фр. bourrer - набивать, пичкать) — в классическом танце — чеканные или слитные мелкие танцевальные шаги, исполняемые с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Пируэт (от фр. pirouette) — в балете — полный оборот (или несколько оборотов) танцовщика на месте, на полупальцах или на пальцах одной ноги. Отдельные пируэты могут соединяться между собой танцевальными шагами (па). Пти (от фр.petit) — маленький в классическом танце — указание на то, что движение является малым движением. Симпле (от фр. simple — простой) в классичеком танце — указание на то, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Тур (от фр. tour) — в балете — оборот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Различают: тур по полу (pirouette) и тур в воздухе (tour en l'air). Тур шене (от фр. tours chaines) — следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад. Фуэте (от фр. fouetter) — хлестать — стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте. продолж.след
|
Комментарии
Матушка меня познакомила с миром балетным. Адский труд...пенсия балерин в 35 лет.Годы и годы репетиций,диет и ограничений и все для нашего удовольствия...