Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • slivshin
    79 ( +90 )
  • Владимир Константинович
    42 ( +45 )
  • shadow
    34 ( +10 )
  • Тиа Мелик
    26 ( +51 )
  • sovin1
    20 ( +19 )
  • Соломон Ягодкин
    17 ( +3 )
  • gen
    12 ( +5 )
  • Макс мартини
    8 ( +16 )
  • Тамара Фёдоровна Москаленко
    6 ( +11 )
  • kanahin.aleksey1977
    4 ( +2 )

( Голосов: 2 )
Avatar
Водительские заметки 2. Гужевой транспорт
04.08.2021 13:38
Автор: Кудренко Владимир Константинович

Как и большинство моих ровесников, самым первым транспортом, с которым мне довелось столкнуться, был гужевой. Мальчишки пятидесятых и чуть младше лошадей любили больше, чем автомашины и мотоциклы.У многих были игрушечные лошадки: совсем маленькие, их запрягали в проволочные тележки и катали самых маленьких плюшевых мишек, побольше, на которых садились и катались сами дети дошкольного возраста. Были и на подобие детских велосипедов, там уже были педали, вожжи, такие лошадки перебирали ногами, поворачивали в нужную сторону. С младенчества дети катались и на настоящих лошадях. В телегах и ходках, в фургонах и верхом. Сначала с родителями, а потом и самостоятельно. В сельской местности, над первоклассником, неумеющим запрягать лошадь подсмеивались сверстники. Мои родители работали в пятидесятых и шестидесятых годах в школе. И при школах тогда обязательно была закреплённые от совхоза лошадь. На ней ездили в райцентр, по школьным хозяйственным делам, решали мелкие хозяйственные вопросы работников школы. Вечером лошадь ставили в совхозную конюшню.
Отец дал мне порулить лошадью, когда мне было четыре с половиной года. Это было в Осихино Большереченского района. Мы приехали туда в конце лета 1958 года. Почти на краю села, недалеко от школы стоял пятистенный дом и в десяти метрах от него – плетёный туалет.Как говорится, ни кола, ни двора.И вот весной 1959, ещё до посадок в огородах, мы ездили с отцом в лес за кольями и прутьями – это был традиционный строительный материал для заборов. Огораживать приусадебные участки было суровой необходимостью, иначе скотина потопчет все грядки, большой картофельный огород. В малый огород, для прочих овощей не должны были заходить даже куры, они поклевали бы все всходы и плоды.
Отец объяснил мне, как сказали бы сейчас, способы голосового управления лошадью. Нужно было сказать «Но!», чтобы лошадь пошла вперёд, сочетания звуков «Тр-р-р» или «Тпру» - команда остановиться. Натянутые вожжи тоже были сигналом к остановке, а подхлёстывание лошади вожжами по крупу ускоряло движение гужевой повозки. Вот тогда, я сидя рядом с отцом, впервые управлял гужевой повозкой. У меня это получалось к большой радости отца.
В Осихино местность была равнинной, поэтому шлеи были редкостью, обходились без них. Запрягать лошадь начинали с хомута. Его одевали сначала вверх ногами, войлочной частью к спине, а деревянной частью – к голове лошади, на шее переворачивали. Потом при помощи дуги к хомуту прикреплялись оглобли, конец уздечки привязывался к колечку в верхней части дуги. Хомут стягивался внизу сыромятным ремнём, один конец которого был прикреплён к хомуту. На спине лошади была седёлка, она застёгивалась ремнями под брюхом лошади. Чересседельником оглобли притягивались к седёлке.Последний штрих – правильно пристегнуть вожжи.
К Осихинской школе была прикреплена кобыла Воронуха, отличавшаяся крутым нравом. Она чувствовала неуверенных седоков и своенравничала. Был случай, когда она перевернула сани с двумя учительницами, поехавшими в Большеречье, и вернулась на конюшню.

Плестись вслед за какой-то лошадью она не любила, обязательно обгоняла. Как ни странно, меня она слушалась. Когда я пошёл в школу, отец доверял мне доехать на верхом до конюшни, снять с неё узду, запустить Воронуху в общий загон и вернуться домой с уздой. В начале второго класса, когда у меня родился брат, я отгонял на конюшню жеребца, запряжённого в ходок, так назывался «кабриолет».
Телеги, ходки и фургоны тогда были на деревянном ходу. Стальными были только полуоси, стальные ленты, стягивающие полуоси и корпус, поворотный механизм и шкворень. Это был такой металлический цилиндр со шляпкой, он соединял основной корпус гужевой повозки с передним мостом, к которому в свою очередь крепились оглобли. Вытаскивание шкворня, разъединяло повозку на две части. Этот приём часто использовали кинематографисты, показывая, как передний мост с лошадью и кучером с вожжами в руках убегают от основной повозки.

Колёса были деревянными, сборными, по окружности окованными стальными полосами – шинами. Этот термин до сих пор используется в электричестве, а шины на колёсах стали резиновыми. Ступицы тоже оковывали стальными шинами. Спицы были деревянными. Оси смазывали солидолом. Выражение «скрипит, как не мазанная телега» вошло в поговорку.
В пятидесятые и шестидесятые годы – лошадь была всепогодным транспортом. Наряду с тракторами. Грунтовые дороги после дождя становились почти непроезжими. Автобусные рейсы (грузотакси) отменялись из-за бездорожья. Такое случалось и зимой в связи с заносами.

 

Комментарии  

 
+1 # Владимир Константинович 04.08.2021 13:53
Продолжение:
stpoka.ru/.../65088---3-.html
 
 
+3 # slivshin 04.08.2021 16:14
Очень интересно! Особенно - для жителя большого города, впервые прокатившегося верхом в 17 лет, будучи первокурсником, посланным, как и все, в колхоз на картошку.
 
 
+2 # Владимир Константинович 04.08.2021 17:23
Спасибо, Семён Абрамович!
Вспомните Пушкина:
"Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке".
Кто из горожан или нынешнего сельского молодого поколения поймёт, о чём писал поэт?
А зимние транспортные средства тоже были нескольких разновидностей: дровни, сани-розвальни, кошёвка, кибитка, карета, сани с коробом.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 3299 гостей и 1 пользователь онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
7277
3399
2650
2495
2485
2066
1904
1672
1405
1225

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de