Ну, что ж, приступим к показательному препарированию, и, да здравствует Автор! Нет, ну а что, он сам захотел…
По весне дерен белый-листва продленная,- как флотилия лодочек серебренная; по весне дерен белый-листва червленая,- как дружина походная обновленная: по ветрам настраивается- белизна удваивается, по полям раскачивается- тугота истачивается. Итак, каков результат размышлений над предложенным автором стихотворением.Смысл удалось уловить после третьего, очень медленного прочтения. Конечно, это тот случай, когда букву Ё просто необходимо ставить, иначе сильно затрудняется чтение. К тому же идет «игра» ударений, что тоже схватывается не на лету. Чем нам с ходу понятна стихотворная строка? Именно своим чётким ритмом. С первой строчки радостный читатель «вливается» в ритм, чувствуя стопу (единицу длины стиха) и желает и дальше плыть в размеренном автором чередовании ударных и безударных слогов, поверив автору на слово, что читает он именно поэзию. Данное произведение позиционировано автором, как поэзия. Читаем и получаем следующее (большие буквы – обозначают ударение) : По веснЕ дерен бЕлый-листвА продленнАя Именно так читается эта строчка , так как это силлабо-тонический 3-х стопный анапест.Но автор усложнил задачу читателю, употребив так наз. ЛОГАЭД – стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп ( анапеста и ямба в данном случае), последовательность которых повторяется из стопы в стопу. Должна повторяться. Ан, нет. Здесь логаэд применен только в одном, первом катрене, и то, он чередуется построчно с трехстопным анапестом, что вносит свою лепту в цепь непониманий. Это не значит, что так нельзя писать. Писать можно так, как хочется.Но, при этом, надо всегда помнить, что прочесть такое – весьма сложная задача. Читатель нынче быстрый, торопливый, раздраженный. Не смог прочесть с наскока, не уловил смысла, - бросил.Другое дело, если декламирует сам автор. Вот, тут ему – карты в руки. Автор хоть что прочтет, если это – своё, любимое. Дальше по стиху. А дальше – слом всего, что было хоть и зыбко, но построено до этого. по ветрам настраивается- белизна удваивается, по полям раскачивается- тугота истачивается. Хм..хм..Отмечаем, что здесь Автор использует отглагольные рифмы, снижающие качество стиха. К тому же, он переходит на другой по структуре стих. Зачем? Автору виднее. Пусть Автор пишет. А Читатель , если захочет, конечно, дочтет до конца, мазохистически радуясь, что сбит в прекрасном своём полете гипердактилической рифмой и выпал в осадок. Кстати, а что такое «тугота»? Смотрим у Даля. «туготы», как таковой, нет. Видимо, не придумал Даль (ай, да наш автор!! Даля переплюнул!). У Даля «тугой» - крепкий, упорный, стойкий, твердо упругий, неподатливый. То есть, возвращаясь к авторской задумке, слово «тугота» легким движением авторского пальца превращается из мужского тугого в женскую тугую. Супер! В общем, эта « тугота» и «истачивается». Бедная….Как только не страдает русское слово от русского автора. Мало того , что он создал эту туготу из мужского , но он её еще и источил. Спасибо, что не порвал.. А! Нет, вот вижу у Даля строчку (УРА!, Есть-таки!) : тугота и туговатость ж. свойство по прилаг. Значит, наш Мастер произвел свою туготу от прилагательного тугой. Ну, ладно. Справились. Славате! А что у нас в послевкусии? А у нас – усталость от нескольких тщетных попыток «встроиться» в стихотворение и понять смысл. Честно говоря, встроиться у меня, вроде, получилось, а вот смысл…утек куда-то. Осталась тугота источенная и еще что-то серебрено-червленое. Листья дерена? Картинка, вроде, нарисовалась сначала, а потом потухла. Потому, что нет вершинки, высшей точки смысла произведения. Не на что мысленно опереться , встать над полем и обозреть простор, радуясь солнцу, игре светотеней и серебристо-тонким, переменчивым, как ветер, листьям ярко-зеленого нежного дёрена 
.……………….. Напоминаю, что все написанное – есть субъективное мнение впечатлительной и переменчивой мадам О.Т. Себятиной и Автор вправе прочесть, плюнуть и забыть. |
Комментарии
Это правда!-я и не ставил перед читателем легкой задачи.
(продолжение следует)
Дерен белый, например: Cornus alba "Kesserlingii". Жаль, что он Вам не встречался!
Фотографию здесь помещать не буду (из принципиальных соображений),- кто ищет, тот найдет.
P.S. Уважаемая О.T.! Цитируя произведение, Вы допустили неоправданные (с точки зрения автора) пробелы между строк-вверху и внизу...Так было задумано?
(продолжение следует)
"А может вовсе и не в этом дело?
Пусть будет рифма разной, мать ее.
Мне отглагольную сейчас хотелось,-
Она здесь очень к месту и всерьез!"
(немного переделанный мною стих Antonio K PUCCINI)
"Мужчины в страсти обретают стать,
И отглагольное бывает колом!
А если надо женщин ублажать,
То чем угодно, только не глаголом..."
(также переделанное, от Jack'а)
Вы почувствовали, что я в теме?
P.S. Да,- спасибо за проделанную работу!
(продолжение следует)
Пробелы между строк?
Не вижу. У меня пробелов нет.
То, что Вы в теме, я заценила.
Спорить не буду, так как уже говорила, что автор волен выбирать любые рифмы. Я же только поделилась своими ощущениями.
За проделанную работу - пожалуйста.
Не вижу. У меня пробелов нет."
А я вижу почему-то неоправданно широкий пробел между 1-й и 2-й строчками (после Ваших слов: "он сам захотел..."), а также-между 7-й и 8-й...
Но я модератору жаловаться не буду. Спасибо и так, что возитесь со мной!
* * * * * * * *
"Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному."(Сократ)
(продолжение следует)
согласна.Но это ведь не значит, что в угоду загадочности следует так закрутить свои вирши, что смысл покроется толстым слоем непроницаемости ! Гармония во всем - вот признак мастерства.
Хочется сказать: спасибо, учитель! Однажды я так сказал одному дядьке (писателю),а он обиделся, ответил, что слово "учитель" нынче звучит почти как оскорбление. Я оправдывался, что- старомоден, и тогда он успокоился.
И все-таки я рискну: спасибо, учитель!
Всегда рада помочь.
Иннокентий Анненский
"О современном лиризме"
Я уже забыла, кто такой есть автор opaque...даже страшно предположить..
Иное разоблачение смерти подобно!
Впрочем, Вы отлично пишете стихи. Так что, плюньте на критику.