Баннер
 
   
 
     
 
 

Наши лидеры

 

TOP комментаторов

  • Владимир Константинович
    72 ( +41 )
  • slivshin
    52 ( +68 )
  • Соломон Ягодкин
    18 ( +10 )
  • shadow
    15 ( --6 )
  • Тиа Мелик
    8 ( +18 )
  • sovin1
    7 ( +1 )
  • gen
    7 ( +9 )
  • piter
    5 ( +4 )
  • Бонди
    5 ( +4 )
  • крот
    5 ( 0 )

( Голосов: 8 )
Avatar
Занятное Житие. Эпизод 2.2 Дед Егор.
13.02.2023 16:03
Автор: Русаков Олег
            ПЕРВАЯ ЩУКА.
            Двоюродному деду Егору посвящается.

            Занятное Житие. Эпизод 2.2 Дед Егор.

            Предыдущий эпизод:   http://proza.ru/2023/01/12/1695   

            Уже было, как оказалось, начало десятого. Бабушка приготовила молочный омлет и закрывала трубу самовара. Обычно она готовила на керосинке чайник, а тут вскипятила самовар, что делала только когда в избе собирались гости.
            - Это чагой-то вдруг, Ма… – поинтересовался, шутливо, у бабушки отец.
            - Да сама не знаю, захотелось самовар растопить. Может приедет кто?
            - Что рыба приснилась? Гостей ждем. Ты ведь так обычно говоришь…
            - Да нет, но вот почему-то захотелось самовар согреть.
            Чайник с заваркой поставила на трубу, сняв с нее колпак самовара, не пуская через остатки углей воздух.
            Я любил бабушкин омлет, также, как и ее жареную картошку, с корочкой и не пригоревшую, также, как и ее глазунью, как и жаренную мелкую рыбку, господи, как это было вкусно... Когда мы кушали бабушкин завтрак. Пора уже вроде за ложки браться… к дому подъехала машина, бабушка глянула в окно и удивилась.
            - Такси… Приехал кто-то. К нам приехали-то. Пойду встречать.
            Бабушка быстрым шагом пошла на улицу. Мы с отцом, удивленные, конечно последовали за ней.
            У открытого багажника волги стояла женщина, одетая в симпатичный дорогой костюм. Женщина была не молода, красивые закрученные, как у моей мамы, волосы, доброе смущенное лицо слегка растеряно. Худой не высокого роста мужчина, тоже в костюме вытаскивал из багажника чемодан и большую дорожную сумку. Водитель стоял рядом. Бабушка замерла возле крыльца, мы с папой стояли на крыльце, за спиной у сидящей на ступеньках бабы Марьи, моей прабабушки, уже лет восемь не видевшей своими постаревшими глазами. А над всей этой не складной деревенской картиной высоко… высоко в небе, как звенящие струны дня носились быстрые ласточки, не причиняя солнечному ветру ни малейших помех.

            - Ба… Дак это ж Егор – вдруг вымолвила баба Дуня, держа над глазами ладонь, чтобы солнце не мешало рассмотреть приехавших. – Егор… Ты ли… - как будто проверяя себя, произнесла бабушка.
            - Здравствуйте. – вымолвила женщина, смотря то на занятого чемоданами Мужа, то на бабу Дуню.
            Бабушка короткими шажками, неуверенно медленно стала приближаться к приехавшим. Егор поставил вещи на траву, одернул пиджак:
            - Здравствуй Дуся, вот сто лет не прошло…
            - Егор… Да как же… ты-ли. Господи…
            Бабушка подходила ближе к его жене. Женщины какими-то испуганными глазами смотрели друг на друга, Егор вышел вперед жены и обнял бабушку.
            - Пап… кто это, пап – кто это. – шепча я дергал отца за рубаху выглядывая из-за его спины.
            - Сейчас сынок… Дядя Егор это, твой дед двоюродный. Здорово дядя Егор. – сказал отец, когда брат и сестра перестали обниматься. – Я Толя – племяш твой.
            - Да… А я ведь тебя еще маленьким пацаненком помню, а это поди уже твой сын, да… - дед Егор говорил медленно и как то… странно… испуганно, что ли. Я не знал, а если бы знал, не смог бы тогда понять, насколько у этого невысокого худого, доброго человека тяжелая судьба… Тяжелая судьба, связанная с войной, о которой никто не любил рассказывать.

            В окружении.

            …Оттаскивая старлея из перестрелки с немцами, Егору пришлось обрезать командиру кусок рукава гимнастерки и мясо, на остатках которого висела рука офицера, срезанная минометным осколком. Болтающаяся рука мешала его тащить, западая под тело, находящегося в сознании старлея, причиняя командиру безумную боль. При этой операции Егор срезал узкий ремешок с немецкого автомата убитого фрица и как жгутом перетянул культяпку руки старшего лейтенанта в попытке остановить фонтанчики крови, брызгающие из раны, вокруг белой кости.
            Из боя выходили пятеро бойцов и тяжело раненый старший лейтенант Самохин Андрей. Двое солдат во время выхода из боя остались в прикрытии и скорее всего, погибли. Третий боец пал, когда они преодолевали открытое ветрам пространство до леса. Вдвоем с незнакомым солдатом Широков тащил старшего лейтенанта по редкому лесу, между белыми худыми березками, через ножки которых при оглядке просматривалось поле сражения. Они углублялись, и углублялась в лес, но белые березки своей молодой листвой по-прежнему не могли защитить их от еще не удалившейся от них битвы. Старлей неуверенно переставлял не послушные ноги, пытаясь помочь солдатам двигаться вперед, но получалось у него это нелепо. Сознание не уходило от офицера, но жизнь не оставляла молодое тело, задерживаясь в нем каким-то чудесным образом, и не отпускала затуманенное сознание.

            - Сто-оой… , -  глухо остановил девятнадцатилетний старлей запыхавшихся обессиливших бойцов. – Широкгов, оставь ме-не свой автомат и валиитде… отсууда… - повисла заминка - … ну валите отсюда… быстро.  – У старшего лейтенанта с мутными впавшими в мозг глазами не получалось говорить связно, он слишком много потерял крови и рот и губы его были сухи.
            Широков, не торопясь, достал из кармана галифе трофейную немецкую фляжку, в которую сливал наркомовские, так как никогда до конца их не выпивал, медленно открыл ее и полил спиртом культяпку старлея.   Небыстрыми движениями, позволяющими продлить отдых перед тяжелой работой, закрыл фляжку и положил ее в галифе.
            - Поговори мне еще…, - Егор за целую руку взвалил офицера себе на спину – оглянулся, и, обращаясь к рядовому – следи за тылом… - побежал в глубь леса.   Рядовой, озираясь, двинулся за Егором.
            Приблизительно через час солдаты вышли на берег маленькой лесной речушки.  Аккуратно оглядевшись вокруг, решили отдохнуть. Расположившись в прибрежных кустах.

            Скрупулезно и медленно, Егор рассматривал, насколько это было возможно взгляду, видимый для него лес, как в подзорную трубу, в окуляр бинокля командира, так как второй окуляр был разбит. Кровь старлея высохла на плече и груди Егора, кровяные места стали заскорузлыми, как картон.
            - Фляги нет? – негромко обратился Егор ко второму солдату.
            - Нет – отозвался боец.
            Егор снял сапог со своей ноги и предавая его бойцу…
            - Принеси воды. – Чуть помолчав – сполосни только.
            Боец нехотя аккуратно вылез из кустарника и пошел к воде, недоверчиво оглядываясь по сторонам.
            - Командир – не спишь? - старший лейтенант приоткрыл глаза и посмотрел на Егора. – …нельзя, что бы ты умер… - помедлив - Я ведь в штрафную роту после первого боя попал. Наш танк на немецких позициях сгорел, меня контузило, и… - Широков вкратце рассказал, что с ним приключилось после первого боя. - …Так, что ты уж постарайся не умирай ладно, а то ведь у меня только одна дорога – к стенке… Скорее всего и с тобой одна… но я хочу, чтобы совесть моя чиста была. …И перед собой…, и перед тобой…, и перед богом… - Егор замолчал напряженно о чем-то думая, взглянув в небо. - А теперь давай-ка я рану твою посмотрю, товарищ старший лейтенант.
            Вернувшийся от реки боец, шокированный рассказом Егора, держал сапог, доверху наполненный речной водой.
            Егор снял гимнастерку, затем нательную рубаху. Разорвал рубаху на несколько лоскутов и предложил старшему лейтенанту выпить спирта в качестве обезболивающего. Самохин покачал головой…

            - На… Закопай под корнями большого дерева – передал Егор окровавленные тряпки и саперную лопатку рядовому – место, где копать будешь мхом закрой и маленьким кустиком приложи.
            Старлей спал как младенец, а полезней сна для него сейчас ничего не было. Егор почувствовал к этому парню, какую-то отеческую заботу, глубочайшую жалость, несмотря на то, что всего лишь на пять лет был старше этого студента. Его очерствевшая душа многие годы, не видя близких людей, а за последний год, наблюдая только смерть и страх, потянулась к теперь безрукому мальчику. «Совсем пацан. В пору щелбаны получать» - подумал Егор, глядя на мальца, который достойно командовал им уже почти месяц: «Дотащить бы тебя только, чтобы сумел к мамке поехать. Жить ведь и без руки можно…» - пытался обмануть себя Егор, но в следующий момент смахнул с глаз скупую слезу.
            Широков босиком спустился к реке, зайдя по колено в воду, умылся по пояс и наконец, досыта напился холодной лесной воды. Вода в речке была прозрачная как слеза, и где-то журчала на недалеком перекате.
            День шел к концу. Командир и солдат спали после двух дней боя. Егор понимал, что необходимо найти какую-нибудь еду. Поздняя весна вряд ли сможет в лесу дать легкую пищу. Бой стих, точнее стих и ушел, куда-то в наш тыл.   Единственное место, где можно реально быстро поискать еду - поле боя, у немцев всегда в запасе были галеты, а если повезет, то и тушенка. Егор решил под утро дойти до побоища, и когда станет чуть светлеть у мертвых немцев собрать возможные продукты. Тащить командира с собой было неправильно, но и одного оставлять тоже было нельзя. Придется Егору идти на поиски еды одному…

            Уже более недели солдаты тащили своего командира по лесам на северо-восток, как они считали, в сторону фронта. Если днем упирались в открытое поле, и не было возможности пересечь это поле скрытно по перелескам, кюветам, приходилось дожидаться ночи. Егор обратил внимание на то, что поля были не засеяны, сеять было и некому, и не зачем, кругом тяжёлым железом лежала война.
            Сколько они прошли километров не знали и приблизительно, да и направления приходилось время от времени менять, обходя деревни и немецкие посты.  Правильно они идут или неправильно было не известно. На дорогах не однократно видели передвижение немецких колонн. Видели и бесконечную колонну пленных красноармейцев шедших под конвоем автоматчиков и двух бронетранспортеров.  Порванные, местами тронутые кровью гимнастерки висели на деморализованных обессиливших бойцах как остатки их жизни.

            На фото справа налево: Егор Иванович Широков – 1938 год, через год после призыва в армию (фото прислано из армии), годы жизни 1917-1998; Алексей Иванович Широков – 1940 год, при поступлении в военно-пехотное училище, годы жизни 1923-1941. Две фотографии соединены в ателье в 50х годах моей Бабушкой Русаковой Евдокией Ивановной, их старшей сестрой.

Продолжение:   http://proza.ru/2023/01/13/1665   
Военная летопись семьи "Опаленные войной":   http://proza.ru/2016/06/25/1303   

Русаков О. А.
январь 2023
г. Тверь.

 

 

Комментарии  

 
+4 # Тамара Фёдоровна Москаленко 14.02.2023 18:46
Да уж... такое не забывается... (((
Очень душевно написано! Five - проверьте свой раздел"подарки" ... give heart
...................................
"...смотря..." - "глядя" - более благозвучно...
 
 
+3 # Олег Русаков 14.02.2023 19:56
Повесть о Широковых - прошедших Отечественную "Опалённые войной" - proza.ru/2016/07/17/112
 
 
+4 # Тамара Фёдоровна Москаленко 15.02.2023 00:58
Цитирую Олег Русаков:
Повесть о Широковых - прошедших Отечественную "Опалённые войной" - proza.ru/2016/07/17/112

Олег Анатольевич, я прочитала Ваш рассказ на Проза.ру. Осталась под большим впечатлением! СПАСИБО! Five
 
 
+3 # Владимир Константинович 14.02.2023 20:16
Война всё ещё остаётся способом решения проблем. Когда человечество повзрослеет?
 
 
+3 # Олег Русаков 14.02.2023 20:29
Обратите внимание... Источник войн все время один и тот-же, особенно последние, приблизительно, сто лет.
 
 
+4 # slivshin 15.02.2023 01:44
Источник войн во все времена один и тот же: желание властного правителя иметь у себя под началом больше земель и людей.
 
 
+3 # Олег Русаков 15.02.2023 07:18
Современные войны, прежде всего, за ресурсы... земли уже не нужны, лишняя обуза, главное марионеточный режим, лишение страны развития, деградация населения, и так уже последние лет сорок.
И все это называется - создание демократических государств.
 
 
# slivshin 15.02.2023 15:58
Смысл, в общем-то, тот же - земли, ресурсы (в том числе и людские), а попросту говоря - жадность. И неважно, как эти войны называют и какими лозунгами пытаются прикрыть. Суть в том, что одни, развязав войну, сидят в безопасном месте, а другие за них кладут жизни и здоровье.
 
 
+2 # Владимир Константинович 15.02.2023 10:54
Не только властные правители, но и их помощники жаждут земель. Например, Мадлен Олбрайт сделала заявку на Сибирь:
- Это несправедливо, что богатства Сибири принадлежат одной стране.
 
 
+1 # Олег Русаков 15.02.2023 11:44
Она хочет Сибирь без завоевания Сибири, колонизация ее как колонизация Германии. Только не выходит... Ей кажется, что - пока не выходит.
 
 
# slivshin 15.02.2023 16:09
На то, что Олбрайт болтает - можно не обращать внимания. Вот Китай - реальная угроза Восточной Сибири и Дальнему Востоку. И они, с чисто азиатской хитростью, уже начали тихое проникновение в российские земли.
 
 
# Олег Русаков 15.02.2023 16:33
Относительно Китая - эфемерное утверждение, в истории не было аналогии. А Вот США занимается этим последние 150 лет. Более половины своей короткой истории.
Занималась! Занимается!!! В будущем - главный лозунг США... именно в этом!
Эта страна будет терроризировать Мир!.. пока существует. Соединенные Штаты этим живут.
 
 
# slivshin 15.02.2023 16:51
Причём тут аналогии?! С ковидом тоже не было аналогий, но Китаю прекрасно удалось на нём подняться, опустив всех остальных.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Регистрация /Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 4145 гостей и 11 пользователей онлайн

Личные достижения

  У Вас 0 баллов
0 баллов

Поиск по сайту

Активные авторы

Пользователь
Очки
4720
3670
2465
2392
1939
1595
1586
1494
1016
811

Комментарии

 
 
Design by reise-buero-augsburg.de & go-windows.de