К сорокалетию со дня трагической гибели выдающегося кинорежиссёра и очаровательной женщины Великолепная красавица, откуда На нашу Землю Вы явились вдруг? Огромнейшим талантом, как великим чудом Очаровали всех друзей вокруг. Власть предержащие, однако, Вас гнобили, Придирчиво ища везде подтекст, И каждый фильм был славным подвигом во имя Реалий жизни, где не ясный свет, А полутьма порою, или даже мерзость Довлеет над величием страны; Увы, Вам невозможно было не поверить, Поскольку в правду были влюблены, И для страны тем самым сделали так много Лишь за четыре фильма (но каких!), Что за десятки фильмов не дано “убогим”, Кто, словно в шорах, ищет “правд” иных. С Элемом Климовым Вы - мучеников пара, Ведь оба были приговорены К запретам бесконечным (пусть и не “на нарах”) * Сатрапами болеющей страны… Но, “Восхождения” не встретив пониманья, Лариса билась, чтобы доказать, Что заслужила настоящего вниманья, В жестокий фильм вдохнувши благодать! ** Явила миру чудо: жил в войну Предтеча, *** Своим величием поправший смерть, Не испугавшийся ни боли, ни увечий, Притом не претендующий на месть! Подобное величие всегда пугало Чинуш, осевших рядышком с Кремлём: Разрушить веру в Бога им казалось мало - Увидели соперника и в нём! Когда жестокий фильм увидела Европа, Талант и труд Ларисы оценив, Казалось, с этих пор открыты все дороги - Ведь “Аллилуйю” пел почти весь мир! Но, отказавшись даже и от Голливуда, Она вернулась мужа поддержать, Которого тогда чиновники-Иуды Вовсю клеймили: “Не советский, тать”! **** И снова потянулись месяцы без дела, Безденежье, отчаянье, тоска, И лишь Лариса доказать тогда сумела, Что вправе новый фильм снимать, пока Элему “перекрыты” были все дороги, И начала она “Прощание” снимать… ***** Увы, судьба была немеренно жестокой: В расцвете лет, и режиссёр, и мать В нелепой, дикой, страшной автокатастрофе Погибла, алой кровью оросив Свой бесконечно благородный, гордый профиль, Лишив друзей своих надежд и сил… Она за год до смерти посетила Вангу, Та предрекла ей вскоре смерть, увы; Лариса приняла судьбу, но, как вакханка, Искала жизнь подальше от Москвы, Где безграничная фантазия и радость Работы, где актёров суета - Её планида, вера, счастье и награда, Где милы сердцу дивные места… Подобное дано не каждому из смертных: До столь безмерных дорасти высот За сорок лет каких-то, но, наверно, Ей был отмерен Богом этот срок… Лариса Шепитько (6 января 1938 г. - 2 июля 1979г.): советский кинорежиссёр и сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР * - и Лариса Шепитько, и особенно Элем Климов после выхода его дипломного(!) детского фильма “Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён” были подвергнуты остракизму (Климов - якобы за то, что показал под видом жизни детей в пионерлагере “хрущёвскую лагерно-кукурузную действительность”); почти все их фильмы начинали свою судьбу с того, что их клали надолго “на полку”, а единственный позитив фильма Шепитько “Родина электричества” по А.Платонову и вовсе был сожжён ** - в фильме “Восхождение” (1976 г.) показана, с одной стороны, несгибаемая воля одного из советских военнопленных, который с достоинством принял казнь, и, с другой стороны, малодушие и трусость его товарища, который испугался пыток и стал предателем *** - многие кинокритики и чиновники от кино высокого ранга расценили сюжет, и, в особенности, образ главного героя… как прообраз Христа(!), всепрощающего и “слишком идеализированного”, сделав вывод, что фильм “Восхождение” скорее религиозен, чем героичен. Фильм положили “на полку”, и только отчаянное письмо Ларисы Шепитько возглавлявшему тогда Белорусскую ССР Петру Машерову (герою-партизану в войну), и последующее письмо Машерова в поддержку фильма, который его потряс, возглавлявшему московское правительство Гришину позволило показать его советским телезрителям. Чуть позже этот фильм наделал много шума, став победителем многих европейских киноконкурсов, а никому не известная тогда на Западе Лариса Шепитько стала всемирно признанным кинорежиссёром **** - после возвращения из Западной Европы, где Ларису Шепитько чествовали в разных странах, она узнала, что Элем Климов ушёл от неё неизвестно куда, находясь при этом в состоянии тяжелейшей депрессии: с одной стороны, он её приревновал и к успеху, и к другим мужчинам (без всякого повода); но главной причиной его депрессии был категорический запрет на съёмки фильма “Иди и смотри” (что означало для него дальнейшую беспросветную безработицу), а также жестокая травля и унижения со стороны кинокритиков и чиновников от кино ***** - фильм “Прощание” доснял муж Ларисы Шепитько, Элем Климов, через полтора года после её гибели
|
Подробнее...