История 7. Маятник
История эта случилась два с половиной года назад, когда мы учились уже в седьмом классе. И началась она с моего вопроса:
- Интересно, когда всё-таки будет контрольная по математике?
Вопрос не был адресован ни Кольке, ни Ленке Мышкиной, с которыми я вместе шёл в школу. Он прозвучал просто так, абстрактно. Потому что тогда, - в понедельник утром, никто из нас троих не мог знать, когда состоится итоговая математическая контрольная: сегодня, завтра, послезавтра, или, может быть, даже через неделю? Более того, даже наша Иннушка ещё не знала точной даты - ведь день проведения контрольной работы определяли не педагоги школы, а какой-то чиновник из министерства образования.
Каково же было моё удивление, когда Колька ответил:
- Контрольная будет через три дня - в четверг.
- Откуда ты знаешь? – естественно спросил я.
Колька смущённо погладил веснушки на носу и промолчал.
- Что, Доля, тебе жалко сказать? – пришла мне на помощь Мышка. – Небось Иннушка узнала, когда будет контрольная и проболталась тебе одному по секрету? Или у тебя знакомые в министерстве завелись?
- Ничего мне Иннушка не проболталась. И знакомые у меня в министерстве не завелись, - Колька махнул рукой: – Ладно, скажу. Только вы не смейтесь.
- И чего это мы будем смеяться, - ответил я. – Давай, колись.
- Действительно, - поддержала меня Ленка. – Рассказывай, Доля.
Некоторое время Колька шёл молча. Собирался с мыслями, очевидно. Затем начал говорить, причём, весьма туманно:
- Понимаете, в мире ещё очень много загадочного и непонятного. Взять, к примеру, гипноз, телепатию, телекинез или примитивную левитацию… Пока учёные не могут объяснить механизм всех этих явлений… Есть только гипотезы. Или возьмём обычное гадание… Откуда к умелому гадателю приходит нужная, а главное – правильная информация? Откуда, я вас спрашиваю?
Что мы могли ему ответить? Я и Ленка только переглянулись и пожали плечами.
- Вот и учёные точно так же пожимают плечами, - вздохнул Колька. – Как ни развита современная наука, но она ещё очень далека от совершенства.
- Ты что, издеваешься? – не выдержал я. – Мы у тебя про контрольную спрашиваем, а ты нам уши несовершенной наукой засоряешь.
- Да это же я вступление сделал, - Колька тоже повысил голос. – Предисловие, так сказать, для полной ясности и вашего более глубокого внедрения в тему… В общем,.. маятник у меня есть. С его помощью можно спрогнозировать какую-либо ситуацию, можно получить ответ на тот или другой вопрос. Но за счёт чего возникают ответы такого маятника, пока неизвестно.
- Маятника? Какого маятника? – спросила Мышка.
Колька достал из кармана обычную железную гайку с привязанной к ней ниткой, показал нам и сказал:
- Металлический предмет подвешивают на нить или тонкую цепочку длиной около пятнадцати сантиметров. И всё – маятник готов! С давних времён люди, когда хотели что-либо узнать, пользовались его услугами: задавали маятнику вопросы и получали на них ответы. Считалось, что посредством маятника человек общается со своим ангелом-хранителем и тот ему подсказывает правильные ответы.
- То есть, тебе эта железяка на нитке сказала, что контрольная будет в четверг? – ехидненько спросил я. – И как же это она делает? Может, у неё рот есть и язык? А голос у неё какой, ржавый?
Я думал Мышка оценит мою шутку, но не тут-то было.
- Прекрати острить. Ты смотри, какой юморист выискался, - одёрнула она меня. – Мне моя бабушка тоже когда-то рассказывала про такой маятник: золотое колечко на цепочке. Бабушка любила у колечка что-нибудь спрашивать, особенно когда молодая была.
- Враки всё это, сказки и небылицы, - воскликнул я, очень обиженный на Мышку.
Она попыталась мне возразить, что-то хотела рассказать про вещие сны и разные там необъяснимые явления. Но мы уже вошли в школу. В коридоре царили обычные шум и топот спешащих в классы ног – не очень подходящее место для споров. К тому же по пути нам встретилась Светка Афанасьева.
- Ленка, - закричала она на весь коридор. – Я тебе сейчас такое расскажу, такое…
Мышка тут же забыла и про меня, и про маятник, а стала слушать какую-то свежую новость-сплетню.
Как и всегда, мы с Колькой сели за одну парту. Прозвенел звонок и вместе с учительницей по русскому языку в класс вошла наша Иннушка.
- Минутку внимания, - сказала она. – Вы уже знаете, что в ближайшие дни должна состояться итоговая контрольная работа по математике. Так вот, в субботу нам в школу позвонили из министерства… Контрольная состоится на этой неделе в четверг на третьем уроке. Все слышали? Смехов, я у тебя персонально спрашиваю, чтобы потом ты не говорил: я не знаю, я не слышал…
Иннушка ушла и начался урок русского, а мне теперь не давал покоя вопрос: как всё-таки Колька мог узнать день проведения контрольной?
- Доля, - тихонько позвал я его и толкнул в бок. – Доля, ты это серьёзно? Ну,.. с маятником разговаривал?
- Серьёзно, - ответил он, продолжая писать в тетрадь предложения с прямой речью.
- А как ты с ним разговаривал?
- Что, интересно стало? - Колька отложил ручку и с усмешкой посмотрел на меня: - Ты же говорил: враки, сказки и небылицы.
Я помедлил с ответом, зато вместо меня заговорила учительница:
- Коликов, то есть,.. Доликов, что это ты там улыбаешься? Может, ты уже составил три предложения? Тогда иди к доске…
- Маятник разговаривать не умеет, - затронул Колька интересующую меня тему, когда снова вернулся за парту. - Зато он умеет отвечать: “да” или “нет”.
- Как же это он умеет отвечать, если разговаривать не умеет?
- Он отвечает своими колебаниями, - сказал Колька. - На переменке покажу.
На перемене мы вдвоём уединились в укромном местечке школьного коридора.
- Смотри, - тремя пальцами Колька взял за нитку свою гайку-маятник, а локоть руки поставил на подоконник. – Это исходное положение. Обрати внимание, моя рука неподвижно зафиксирована и маятник не раскачивается, просто висит. И вот теперь я задаю вопрос… Скажи нам, маятник, сегодня - воскресенье?
“Какое же сегодня – воскресенье? - подумал я, наблюдая за маятником. – Сегодня – понедельник”.
Странное дело, неподвижно висевший маятник после Колькиного вопроса пришёл в движение и принялся раскачиваться из стороны в сторону.
- Колебания в этой плоскости – означают “нет”, - объяснил мне Колька движение маятника. – Теперь мы у него спросим: скажи, маятник, сегодня понедельник?
Прошло несколько секунд. Сначала медленно, затем всё быстрее и всё увереннее маятник снова начал раскачиваться. Причём направление этого его второго колебания было перпендикулярно первому.
- Видишь, как он теперь качается? – продолжал комментировать Колька. - Вот это его движение: от меня и ко мне, от меня и ко мне, означает ответ “да”.
- Хм, - хмыкнул я. – Очень интересно. Это, наверное, какой-то фокус. Ты, Доля, незаметно шевелишь пальцами и от этого нитка раскачивает гайку?
- Ничего подобного, - Колька сунул мне в руку маятник. – Возьми, сам попробуй. Спроси у него что-нибудь.
Я сжал нитку тремя пальцами и поставил локоть на подоконник. Несколько секунд длилось моё молчание и гайка безжизненно висела на нитке. Наконец, глупо улыбаясь, я выдавил из себя:
- Слышь, маятник, ответь: сегодня – среда?
Я не шевелил ни пальцами, ни рукой, это точно. Но гайка пришла в движение. “Нет” – показывал маятник. Я его остановил, а затем задал второй вопрос:
- Слышь, маятник, сегодня – понедельник?
“Да” – показал маятник.
- А контрольная у нас будет завтра?
“Нет”.
- Контрольная у нас будет в четверг?
“Да”.
- Хм, - хмыкнул я вторично, не зная, что и сказать.
Наблюдавший за мной Колька довольно улыбнулся:
- Убедился? Подобным методом подбора вопросов можно получать интересующую тебя информацию.
- Но этого не может быть! - не сдавался я. – Погоди! Кажется, мне понятно, как ты всё это делаешь! Ты незаметно дуешь на маятник и он качается в нужную тебе сторону. Точно дуешь! А про контрольную ты от Иннушки узнал! Просто позвонил ей вчера, узнал и решил нас с Мышкой разыграть. Правильно?
Колька отрицательно мотнул головой.
- Хорошо же, - упрямо сказал я. – Тогда методом подбора узнай у своего маятника такую информацию: что я сегодня ел?
- Давай попробуем, - Колька взял маятник в руку и спросил у него: - Серёга ел сегодня колбасу?
Маятник отрицательно качнул своей гайкой.
- Серёга ел сегодня творог?
“Нет”, - показал маятник.
- Серёга пил сегодня молоко?
“Нет”, - отвечал маятник.
Я не выдержал и рассмеялся.
- Серёга ел сегодня яйца?
Мои хихиканья прекратились. Я тупо наблюдал, как всё сильнее раскачивается маятник, своим движением показывая: “Да”.
- Значит, яйца? – спросил у меня Колька. – Наверное, омлет или яичницу?
Ни сказав ему ни слова, я бросился в конец коридора, где висит зеркало.
У меня ещё была надежда, что всё это – розыгрыш, что Колька увидел остатки яичницы на моей физиономии и всё ещё продолжает издеваться надо мной. Нет, лицо моё оказалось чистым. Словно сквозь сон, я услышал звонок на урок.
- Несусветный бред какой-то, - пробормотал я своему отражению и побрёл в класс.
- Что с тобой? – встретил меня у двери Витька Смехов. – У тебя такой видок пришибленный, словно из-за угла мешком по голове схлопотал.
- Тоже мне, юморист нашёлся, - ответил я ему словами Мышкиной. – Отвянь от меня со своими плоскими шуточками.
- Ты чего это ни с того, ни с сего вдруг сбежал? - спросил Колька, когда я сел за парту.
Признаваться, почему я убежал, не хотелось. Пришлось саркастически хмыкнуть и сказать:
- А ты, Доля, у своего маятника выясни, методом подбора.
- Значит, всё-таки не веришь, - по-своему понял Колька эти мои слова. – Эх ты, Фома неверующий.
Я промолчал. Сделал вид, что ищу в учебнике нужный параграф и мне некогда заниматься пустяковыми разговорами о какой-то там подвешенной на ниточке железке. Но это было далеко не так. Сеанс Колькиной “беседы” с маятником так поразил меня, что я даже на некоторое время позабыл и думать о предстоящей в четверг контрольной по математике.
Дома вечером я нашёл в ящике для инструментов гайку, точно такую же как и у Кольки, привязал к ней нитку и закрылся у себя в комнате.
- Сегодня понедельник? - спросил я у маятника, лишь бы что-нибудь спросить.
“Если бы за мной сейчас наблюдали, - посетила мою голову мыслишка-насмешка, - точно бы сделали вывод, что в дурдоме не хватает одного пациента - меня”.
Тем временем маятник пришёл в движение и показал:
“Да”.
- Хорошо, продолжим. Мою маму зовут Света? – назвал я первое пришедшее на ум женское имя.
“Нет”.
Тогда я назвал мамино имя:
- Мою маму зовут Таня?
“Да”.
- Работает, – сказал я самому себе, всё еще не зная, то ли удивляться этому, то ли радоваться.
Мой “разговор” с маятником длился больше часа. Я задавал ему десятки любых пришедших на ум вопросов, а он отвечал мне своими колебаниями. Иногда его ответы были непонятны: гайка не раскачивалась из стороны в сторону, а совершала круговые вращения.
- Ага, - догадался я. – Ты мне не говоришь ни “да”, ни “нет”. Значит, ты и сам не знаешь ответы на некоторые вопросы, или просто устал и не хочешь отвечать. Ладно, у меня тоже нет времени долго чесать языком – уроки нужно делать. Да и пальцы уже онемели держать тебя за нитку. Ответь мне только на один вопрос и я тебя оставлю в покое. Скажи, какую оценку я получу по контрольной?
Неподвижно висевшая гайка пришла в движение и закружилась по кругу.
- Извини, дружище, - сказал я маятнику. – Тебе был поставлен некорректный вопрос: ведь ты можешь отвечать только “да”, или “нет”… Скажи, я получу в четверг по контрольной “отлично”?
“Нет” – уверенно показал маятник.
Я и сам знал, что скорее летом начнётся снежная метель или наши футболисты выиграют чемпионат мира, чем я получу “отлично” по математике.
- Тогда оценку “хорошо”?
С десяток долгих секунд гайка висела неподвижно, очевидно, маятник раздумывал. Затем он пришёл в движение: крутнулся раза четыре по кругу, а потом с очень маленькой амплитудой показал: “Нет”. И хотя колебания маятника были не очень-то уверенными, мне этот его ответ никак не понравился – два месяца назад я поспорил с папой, что вытяну математику на хорошую оценку.
- И как же это тебя понимать? По-твоему, мне светит схлопотать “трояк” или даже “двойку”? – воскликнул я и в сердцах зашвырнул маятник в ящик письменного стола.
Уроков на завтра задали - сущие пустяки. С ними я расправился довольно быстро. Можно было ещё пойти на улицу погулять или сесть за компьютер и поиграть в “Дельту”. Но последний ответ маятника меня здорово обеспокоил – всё-таки хотелось иметь в четверти по математике более приличную оценку, чем “удовлетворительно”. Чертыхаясь и мысленно ругая “идиотский кусок железяки на нитке”, я открыл задачник и принялся готовиться к контрольной.
(продолжение следует)
|
Подробнее...