Я, Вовка и Димка дружили ещё со школы. Поддерживали эти приятельские отношения и поступив в три разных ВУЗа. А когда закончили их, наши стёжки-дорожки разбежались. Программист-айтишник Димка обосновался в Санкт-Петербурге, педагог Вовка переехал в Ярославль, а я после женитьбы перебрался в Курск, где и работаю заместителем главного редактора местной газеты. Иногда мы общаемся по телефону или Скайпу и, жалуясь на нехватку времени, всегда говорим о том, что надо бы когда-нибудь встретиться в своём родном городе.
И вот прошло без малого десять лет, как эта встреча наконец-таки состоялась. Естественно, дабы отметить её, мы пошли в один из пивных ресторанчиков. Там между моими друзьями и начался этот спор, послуживший основой для статьи, которую я решил назвать «Какая прекрасная школа!..».
* * *
Наш мальчишник был в самом разгаре. После третьего бокала пива мы пустились в воспоминания: детство, школьные и студенческие годы.
- Да, парни, время идёт, - расчувствовался я. – Кажется, только вчера ещё в песочнице играли, а уже достигли возраста Иисуса Христа. И дети наши растут. Моя Дашенька в этом году в школу пойдёт.
- В школу? – вроде бы удивился Димка.
- В школу. Первый раз – в первый класс. А ты чему удивляешься?
- Тому, что ты, Серёга, несовременный человек.
Теперь настал черёд удивляться мне, причём вполне искренне:
- Не понял. Это почему же я несовременный человек?
- Школа в том виде, в котором она сейчас существует, – это уже анахронизм, пережиток прошлого.
От этих слов Димки я, мягко говоря, опешил и посмотрел на Вовку, месяц назад ставшего завучем одной из школ Ярославля.
- Димон как всегда темнит и говорит иносказательно, - Вовка усмехнулся. – А хотел он сказать, что в некоторых крупных городах в качестве эксперимента на базе школ созданы учебные центры.
- Какие ещё центры? Зачем? – спросил я.
- Объясняю, - Вовка хлебнул из бокала. – В наших городах есть множество школ, расположенных на соседних улицах. То есть, расстояние до той или иной школы для большинства учащихся и их родителей принципиального значения не имеет. Вот и решили объединить такие школы в единый центр, а учащихся в нём распределить по классам, иначе говоря, – по возрастным категориям. В одном школьном здании такого центра учатся малыши, во втором – средний возраст, в третьем – старшеклассники. Ты это хотел сказать, Димон?
Но Димка покачал головой:
- То, что хотел сказать, я и сказал: нынешняя школа – это пережиток прошлого.
Мы с Вовкой переглянулись. Увидев наше непонимание, Димка заявил:
- Ребятки, нужно идти в ногу со временем. В наш век – век компьютеров и…
- Ах вот ты о чём! – насмешливо воскликнул Вовка. – Как же! Всеобщая компьютеризация, робототехника, ай-ти технологии и т.д., и т.п.
- Представь себе! – разгорячился Димка. - Что такое современная школа? Это одиннадцать лет протирания штанов за партой. А много ли знаний получает за это время ребёнок? А сколько денег выкачивают у родителей на учебники, различные ремонты и на всякую другую лабуду. А сколько…
- Стоп! – остановил его я. – По-твоему, школа совсем не нужна?
- По крайней мере, младший школьный возраст может вполне обойтись без неё. Особенно если один из родителей не работает или у семьи есть кто-нибудь из бабушек или дедушек, чтобы ребёнок не оставался сам дома. Для учёбы нужен только компьютер и учебные программы для соответствующего класса.
- Конечно! А эти учебные программы нужно покупать только у фирмы, на которую ты горбатишься, - саркастически заметил Вовка.
- Не обязательно только у моей фирмы! Сейчас уже несколько фирм, подобных нашей. Выбирай те программы, которые тебе больше подходят по цене, объёму или качеству. Хочешь – покупай диск в магазине, хочешь – через Интернет. Программа может и объяснить нужный материал, и устроить тренинг, и провести контрольное тестирование.
- Допустим, - сказал я. – Ребёнок учится дома. А потом что?
- А потом родители пишут заявление в районный или городской департамент образования, с просьбой о сдаче экзамена по программе соответствующего класса и…
- Это всё не реально и не законно! – перебил Димку Вовка.
- Наши городские юристы подтвердили, что это законно, - возразил Димка Вовке. - И это всё реально! Потому что некоторые умные родители уже стали обучать в домашних условиях своих детей. И их уровень знаний оказался гораздо выше знаний обычных школьников.
- Демагогия! – не сдавался Вовка. – Твоей фирме хочется расшатать институцию школы, чтобы выгодно продавать свои программы.
- Да будет тебе известно, Вован, в нашей фирме много сотрудников. И большинство из них являются папами и мамами. И они, представь себе, заботятся о своих детях и о том будущем мире, в котором им предстоит жить.
- А педагоги, значит, не заботятся? – стал уже заводиться и Вовка. – Да ты знаешь, сколько нервов нужно, чтобы провести урок? А потом вечером дома ещё и тетради проверить?
- Так вот мы и хотим облегчить учительский труд! Зачем таскать тетради домой и корпеть над ними по вечерам? Зачем жить по принципу «Ученики делают вид, что учатся, учителя делают вид, что учат, правительство делает вид, что учителям платит»? Ведь идеальный вариант школы будущего – это компьютеризированный класс. Занимаясь за компьютером, ученик знакомится с новым материалом, выполняет тренировочные упражнения разной сложности, а затем – контрольную работу, за которую программа ставит оценку. Преподавателю только и остаётся, что следить за порядком в классе. А если помещения снабдить видеокамерами, то один педагог из учительской может контролировать занятия сразу нескольких классов.
- Но если так компьютеризировать школы, то две трети учителей будут не нужны, - вступил в разговор я. – И что тогда им делать? Милостыню под магазином просить?
- Если ты стоящий учитель, то можешь зарабатывать репетиторством. В России всё-таки ещё не перевелись люди с толстыми кошельками. И естественно, уделяя внимание только одному или двум ученикам, хороший учитель сделает гораздо больше, чем самая лучшая компьютерная программа. Но много ли у нас хороших учителей? Уверен, их маловато! - Димка почему-то заулыбался.
- Ты чего лыбишься? – спросил у него Вовка.
- Вспомнил, как на прошлой неделе пришёл в один из наших городских учебный центров, в такой же самый, о котором ты сейчас говорил, Вован. Узнал, где находится кабинет некоего Олега Дмитриевича – заместителя директора и по совместительству руководителя отдела «Улучшение и совершенствование образовательного процесса». С собой я принёс ноутбук и некоторые закачанные в него наши программные разработки. По наивности думал: «Если этот Олег Дмитрич такую должность занимает, то стало быть, он умный мужик. И значит, увидит наши программы, узнает наши цены и сразу же захочет заключить взаимовыгодный договор о сотрудничестве». В общем, зашёл я в кабинет. А в нём сидит пацанчик лет двадцати пяти в галстучке и костюмчике, весь такой зализанно-прилизанный. Сразу видно, что чьё-то протеже: со студенческой скамьи да в чиновничье кресло. В общем, представился я ему, хочу достать из сумки ноут, программы запустить. А он на таком вежливом умняке и говорит: «Нет, нет! Не стоит утруждать себя. Нас ваши разработки не интересуют. У нас есть превосходные специалисты-компьютерщики и мы обеспечим учебный процесс своими силами. А если возникнут какие-то проблемы, то закупим хорошие учебные программы известных зарубежных фирм». Ну не мудак! Прежде, чем такое говорить, залез бы сначала в Интернет и поинтересовался, выпускают ли подобные учебные программы зарубежные фирмы. И вот от таких Олегов Дмитричей зависит будущее наших детей!
Зная вспыльчивость Димки, я пошутил:
- Уходя из кабинета, ты конечно же дал ему по морде?
- Больно мне надо марать об него руки и иметь потом проблемы с полицией. Я просто постебался над ним.
- Как?
- Обычно такие вот лощённые пижончики только строят из себя высоколобых умников, а на самом деле они полнейшие тупари. Я уже на выходе из кабинета повернулся и попросил: «Олег Дмитриевич, подскажите, пожалуйста, сколько будет два разделить на одну третью». Он замигал глазками, наморщил лобик и затем выдал ответ: «Две третьих».
- Может быть, этот Олег Дмитрич просто не воспринял твой внезапный вопрос, - встал на защиту своего питерского коллеги Вовка. – Думал о своём и не расслышал его.
Димка отрицательно покачал головой:
- Я вопросик-то повторил опять: «Значит, два разделить на одну третью будет две третьих?» А этот дятел и отвечает: «Конечно! Это же простая арифметика! Стыдно таких элементарных вещей не знать». Представляете?
- А ты, что?
- А я тогда ему и говорю: «Очень стыдно! Поэтому мы для детей и составляем наши программы, чтобы они не были такими неучами, как вы, Олег Дмитриевич. Учите арифметику, особенно, действия с дробями», - Димка окинул взором наши уже опустевшие пивные бокалы и, узрев проходившую мимо официантку, попросил её: – Девушка, ещё три пива и три порции креветок, пожалуйста.
- Твой Олег Дмитрич не показатель, - продолжал затронутую тему Вовка. – Может быть, у него и педагогического образования нет. Ты сам говорил – чьё-то протеже. И вообще, мало ли сейчас безграмотных людей. Даже среди журналистов! Открой ленту новостей или статью в Сети – ошибка на ошибке.
- Заметь, ты сам это сказал, Вован! Полно безграмотных людей! – обрадовался Димка. – А почему? Потому что у нас образование стало ни в дыру, ни в Красную Армию.
- Вот что я тебе скажу, Димон, - ответил Вовка. – В системе образования гора проблем, впрочем, как и в других ведомствах нашей Раши. Потому что всё решается через бабло. Современное образование – это прежде всего многомиллиардный бизнес со своими уже устоявшимися правилами. И ваша фирмочка решила в него втиснуться?
- Вот что я тебе скажу, Вован, - Димка промокнул вспотевший лоб салфеткой. – Втискиваться в этот прогнивший бизнес мы не будем. Но на его руинах мы создадим другое, более лучшее и более качественное образование.
- Дай Бог вашему теляте нашего волка съесть, - съехидничал Вовка.
- Пожалуйста, ваш заказ, - официантка начала выставлять перед нами бокалы с пивом и блюдца с креветками.
- Девушка,.. – уже слегка захмелевший Димка стрельнул глазами в бейджик официантки: - Ирина, вопрос можно?
- Спрашивайте.
- У вас дети есть?
- Есть. Сын. - Ирина улыбнулась. - И муж тоже есть. Кстати, очень ревнивый.
- Насчёт мужа я уяснил, - тоже оскалился в улыбке Димка. – А сын в школу ходит?
- Осенью пойдёт.
- Скажите, вы бы хотели, чтобы сын не в школу ходил, а учился дома по специальной компьютерной методике и потом сдавал экзамены комиссии учителей.
Ирина состроила озадаченную гримаску, затем пожала плечами и ответила:
- Мой Игорёк с помощью компьютерных игр выучил алфавит, научился читать и считать. Дело это, в общем-то, хорошее: и развлечение, и польза. Но это игры… А вот учёба… Не ходить в школу… Даже не знаю…
- Вот он - стереотип мышления, - изрёк Димка, когда официантка ушла. – Вроде бы учиться дома лучше, но велика сила привычки и стадный инстинкт – так принято, и мы будем делать так же, как все.
- Человек – это социальное существо, - возразил Димке Вовка. - Особенно ребёнок! Он должен воспитываться в коллективе себе подобных. А для этого испокон веков и существуют школы.
- Но у каждого ребёнка свой характер. Для каждого нужен индивидуальный подход, особенно в век психозов и неврозов. А твоя школа испокон веков воспитывает всех по одному шаблону, ровняет всех под одну гребёнку, - начал горячиться Димка.
- Всё! – не выдержал я. – Прекращайте эту дискуссию. От неё у меня уже уши в трубочки сворачиваются. Меняем тему разговора, пьём пиво и тихо-мирно наслаждаемся обществом друг друга.
* * *
Промелькнула суббота – день нашей встречи и дружеской вечеринки. В воскресенье мы разъехались по городам, в которых теперь обитали. Вечером я рассказал жене о споре, возникшем между Вовкой и Димкой.
- А твоё какое мнение по этому вопросу? – спросил я у неё.
- Вопрос, конечно, интересный, - ответила Танюха. – Но именно для нас – для нашей семьи он не актуален.
- Это почему же?
- Потому что ты и я – мы оба работаем. Не будем же мы оставлять Дашуню одну дома на целый день. Пусть лучше идёт в школу. Хотя, если ты согласишься, чтобы с нами пожила моя мама…
Я поморщился. Увидев это, Танюха нахмурилась.
- Вот что, - сказал я, стараясь не доводить разговор до конфликтной ситуации. – До первого сентября ещё больше двух месяцев. Времени для раздумий хватает. Сначала давай найдём в Сети эти самые компьютерные программы-обучалки и вместе с Дашенькой опробуем их демоверсии. А уж потом будем решать вопрос с твоей мамой: зачем её лишний раз утомлять переездами.
- Да ты у меня прямо-таки стратег! – саркастически заметила Танюха.
- Стараюсь!
- Тогда, если ты такой старательный, постарайся ещё больше.
- В смысле?
- Распиши все «плюсы» и «минусы» учёбы в школе и учёбы дома. А потом мы их обсудим.
- Да ты у меня прямо-таки Татьяна Премудрая! - согласился я с женой, беря листы бумаги и ручку.
Из своих записей я составил таблицу. Включил в неё аспекты, касающиеся только интересов ребёнка и его родителей:
№
|
Плюсы: преимущества обучения в школе маленького ученика (младшеклассника)
|
Минусы: недостатки обучения в школе маленького ученика (младшеклассника)
|
1.
|
Ребёнок много времени проводит в коллективе и приобретает опыт общения со своими сверстниками
|
В коллективе класса или школы могут быть «проблемные» дети (и даже взрослые). Из-за этого есть вероятность получения ребёнком моральной или физической травмы
|
2.
|
Ребёнок испытывает положительные эмоции от общения со своими сверстниками
|
Ребёнок может испытывать отрицательные эмоции от общения со своими сверстниками (унижение)
|
3.
|
Занятия проводит квалифицированный педагог
|
Педагог может быть недостаточно квалифицирован, или халатно выполняет свои обязанности
|
4.
|
Присутствие на уроках и общение с другими учениками – это возможность самоанализа и стимул для повышения уровня знаний ребёнка (почему одноклассник учится лучше меня?)
|
Коллективные занятия не учитывают индивидуальных особенностей каждого ребёнка (опережающий сверстников в своём развитии ученик не может ускорить личное обучение)
|
5.
|
Ежедневное посещение школьных занятий – это воспитание у ребёнка чувства долга и самодисциплины, совершенствование навыков передвижения по городским улицам (если ребёнок отправляется в школу самостоятельно).
Время, которое проводит ребёнок в школе – это «свободное» от воспитания время родителей
|
Ежедневное посещение школьных занятий – это вероятность попадания ребёнка в какие-либо нежелательные уличные ситуации (если ребёнок отправляется в школу без родителей);
- это время, которое родители вынуждены тратить на сопровождение ребёнка в школу и из школы
|
6.
|
|
Материальные затраты (приобретение учебников, уборка классных помещений, ремонт и охрана школы и т. д.)
|
7.
|
|
Немалая часть учебного времени тратится «вхолостую» на ненужные, но обязательные для школьной программы (по решению чиновников) дисциплины или мероприятия
|
----
|
----------------------------------------------------------------
|
-------------------------------------------------------------
|
№
|
Плюсы: преимущества обучения маленького ученика (младшеклассника) дома при помощи компьютерных технологий
|
Минусы: недостатки обучения маленького ученика (младшеклассника) дома при помощи компьютерных технологий
|
1.
|
Нет материальных затрат, необходимых при обучении ребёнка в школе
|
Обязательное наличие компьютера и загруженных в него обучающих программ
|
2.
|
Отсутствие вероятности получения ребёнком моральной или физической травмы от общения с «проблемным» сверстником
|
Ребёнок не общается со своими сверстниками (разве что гуляя во дворе или занимаясь в каких-нибудь кружках и в спортивных секциях)
|
3.
|
Компьютерная программа разъясняет материал по нужной тематике, осуществляет тренинг, проводит самостоятельные и контрольные работы, ставит итоговые оценки
|
Обучение производится не живым человеком (педагогом), а машиной (компьютером)
|
4.
|
Специальные программы проводят мониторинг действий ученика, фиксируют время и качественные показатели его занятий, блокируют открывание нежелательных вообще (или в данный момент) сайтов
|
При отсутствии взрослых дома (или при их занятости) нерадивый ученик может не заниматься
|
5.
|
Специальные программы контролируют время занятий и проводят с учеником физкультпаузы, оптимальное время которых по своему усмотрению устанавливают родители
|
Работа с компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика
|
6.
|
Время занятий по какому-либо предмету (или теме) можно рассчитывать индивидуально (увеличивая или уменьшая его), исходя из способностей ребёнка
|
При самостоятельных занятиях отсутствует соревновательный стимул – дух соперничества (почему мой одноклассник учится лучше меня?)
|
7.
|
Возможность проведения занятий в любое время дня, удобное для ученика и для всей семьи
|
Нет ежедневного обязательного посещения школьных занятий, которое воспитывало бы у ученика самодисциплину и самостоятельность (если ребёнок отправляется в школу сам)
|
8.
|
Возможность ускорения обучения - усвоение программного материала данного класса раньше сверстников
|
|
9.
|
Возможность более рационального использования отведённого на учёбу времени, немалую часть которого учащиеся школ тратят на не очень нужные дисциплины или мероприятия
|
|
10.
|
|
Присутствие дома кого-либо из взрослых крайне желательно
|
11.
|
|
Заведомо отрицательное отношение чиновничьих структур министерства образования и большинства педагогов к учёбе ребёнка в домашних условиях, из-за чего возможны осложнения при сдаче экзаменов комиссии учителей
|
____________________________________________________________________________________________________
- Составил! – заявил я, возвращаясь на кухню. – Вот, посмотри!
Танюха взяла у меня листки и бегло просмотрела таблицу.
- Ты уверен, что учёл все «плюсы» и «минусы»? – спросила она.
- Ну, вроде бы, - хотя меня сразу же стали одолевать сомнения.
- А слабо трёх зайцев сразу убить?
- Что? – не понял я. – Каких трёх зайцев?
- Ты же журналист! Напиши статью о споре между Вовкой и Димкой, и приложи к статье эту таблицу. Возможно, возникнет читательский диспут. Благодаря читателям твоя таблица начнёт пополняться новыми «плюсами» и «минусами».
- Ага, - стал вникать я в предложение Танюхи: – Один заяц – это написание новой статьи, второй заяц – дополнение таблицы. А какой третий заяц?
- На полагающуюся премию за актуальную статью и читательский ажиотаж ты купишь жене какой-нибудь подарок. Например, фирменные лабутены или шубку из натурального меха.
- Размечталась! На премию, которую дают в нашей газете, можно будет купить только пляжные тапочки из натуральной резины, - отмёл я эти женские фантазии. – Но некоторое вознаграждение за идею, обещаю!.. Как же назвать статью? Пожалуй, «Современное школьное образование. Плюсы и минусы». Как тебе?
- Суховато, - Танюха покачала головой. – Как доклад на научном симпозиуме.
- Тогда предлагай!
Танюха задумалась, затем сказала:
- Когда-то я прочитала интересный фантастический рассказ о школе будущего. В нём, кстати, затронуты те же проблемы, что и в твоей предполагаемой статье.
- И как рассказ назывался?
- «Какая прелестная школа!..» Кстати, прочитай!
- Обязательно! Хотя, по-моему, я этот рассказ тоже читал... Прикольное название… И если затронуты те же проблемы, то и статью назовём похоже… Например, «Какая прекрасная школа!..» Подходит?
- Подходит! Про вознаграждение за идею не забывай!
- Не забуду! – пообещал я, садясь за ноутбук.
|
Комментарии
уверен, что подавляющее количество образовательных проблем в начальной школе пошли в рост после того как школа стала выдавать образовательные УСЛУГИ, вместо воспитания маленького человека, в том числе на хороших книгах. как Высоцкий в своей песне пел о героях Отечества: "... значит нужные книги ты в детстве читал..." До тех пор пока не вернётся воспитательная работа в школу ничего не поменяется. и второе - немаловажное условие в школу должны идти работать не учителя, а учителя-ПЕДАГОГ И. вспоминая свои первые классы заявляю, что именно умная талантливая учительница-пед агог с большой буквы заложила основы и желания учиться, и понять "что такое хорошо и что такое плохо"
практически определила судьбу и помогла состояться в жизни. дальше было уже легче самому. хотя конечно и в переломном школьном возрасте педагоги нужны не меньше, чем в младших классах. что касается семьи, то здесь важны пример, поведенческие реакции, моральное состояние родителей. тема бесконечная, но очень нужная, особенно сейчас, когда постмодернистка я культура навязывается всему обществу и прежде всего несформированно му мировоззрению молодёжи. результатом может стать деградация всего общества. общества, у которого не будет будущего.
www.youtube.com/.../
А затем всё пошло как пошло.
Самое главное - государственная машина по-прежнему скрипит. Отсюда проблемы и учителей, преподающих за низкое жалование,
и учеников, которые, чтобы поступить в Вуз, вынуждены дополнительно заниматься платно. Домашнее образование как таковое
весьма проблематично.
Надо просто становится демократической страной. "Жаль только — жить в эту пору прекрасную, уж не придется - ни мне, ни тебе."