Многие события, которые для нас привычные, сто или лет назад выглядели совсем по-другому. Отец рассказывал, что спичек во время войны почти не было, или они были далеко не всегда. А ведь с утра надо было растопить печь, чтобы согреть дом и приготовить в печке пищу на завтрак и на обед. В уголке печки оставляли угли, чтобы они медленно тлели до утра. Задвижку на дымоходе в этом случае задвигали не полностью, оставляли небольшой зазор, чтобы выходи дымок и угарный газ. Но если угли к утру угасали – меняли красный цвет на чёрный, тогда вступал в действие план «Б».
В каждом сельском доме был консервная банка с душкой из проволоки. Вот с этой баночкой отец выходил на улицу и смотрел, в каком доме уже затопили печь. Определить это было нетрудно, из трубы над крышей поднимался дым. Если дымов было уже несколько, выбирался тот дом, что ближе, и где соседи радушнее. Сходить за угольками было делом обычным, все ходили друг к другу «за огоньком». Угольки приносили в дом, разжигали от них бересту (или берёсту), как говорили в Сибири. С появлением огня, дом оживал. Уже можно было зажечь свечу или лучину для освещения дома в тёмное время. В печку накладывали дров, в доме постепенно становилось теплее. Начинался процесс приготовления пищи.
Зажигалок в селе не было. Были кресала. Кусок кремния чиркали по второму куску, добывали искру. Искра должна была попасть на высушенный гриб трут (или трутовик), он был легковоспламеняющийся, как сказали бы сейчас, загорался, а от него уже зажигали берёсту. Огонёк на труте гасили.
|
Комментарии